Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Монро у Бергмана

*
"ПЕРСОНА. МЭРИЛИН", К.Люпа, ВАРШАВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР, 2009г. (9)

Мэрилин


В спектакле есть Мэрилин, а это уже успех. Актриса хороша!
И как актриса тоже хороша ;)
Разделить «женщину» и «актрису» в данном случае совершенно невозможно. Тут ведь не актерская игра нужна, тут нужно было суметь «стать Мэрилин» - желанной, недостижимой, «наполненной любовью» и «опустошенной любовью» (отсутствием любви - зритель может "предложить себя").
Тут должно убеждать тело, каждый изгиб мизинчика должен быть «Мэрилин». Максимальная чувственная достоверность для глаза и слуха (голос Мэрилин), иначе спектакль выродится в говорильню, умные (заумные) рассуждения, игру в бисер с Достоевским и Бергманом, которая может быть хороша на бумаге, но не на сцене.


Персона

В спектакле есть и "Персона", бергмановская.

Идея вставить Монро в фильм Бергмана о театральной актрисе чрезвычайно креативна, богата на концептуальные ходы. Люпа от имени искусства театра вернул долг искусству кино, сделал спектакль о киноактрисе - симметричный ответ, зеркально симметричный. Вместо театра – кино, вместо кино - театр, вместо бегства «ИЗ» (из театра) - бегство «В» (в кинопавильон).

Сцена представляет собой старый заброшенный кинопавильон – ржавый прожектор, вешалки с одеждой. Столы составлены в ложе – покрывало, подушки, бутылки – в павильоне кто-то живет. Актриса появляется как призрак, живущий в старом павильоне. По сюжету спектакля она прячется в павильоне, где когда-то снимал Чаплин (юность кино). Но для нас сегодня это больше похоже на павильон, где снималась сама Мэрилин Монро в начале 60-х. От нашего 2011-го года ее отделяет ровно такой же временной отрезок, как ее от Чаплина 1910-х годов. Два раза по 50 лет.


Грушенька и Мадонна

Режиссерский сценарий сложен, развивает самую осевую линию польского театра - философствование о человеке (личности, образе, персоне).
Композиция, схема из квадратиков-сцен выстроена прекрасно, оставалось только заполнить квадратики драматургическим текстом - и вот здесь проблемы. Люпа к сожалению не обладает в добавок к режиссерскому еще и талантом драматурга, каким обладал Бергман. Первые сцены обоих действий сразу берут внимание зала (они зарифмованы - появление женщины-красавицы, появление мужчины-чудовища), финальные сцены просто-таки великолепны (тоже зарифмованы - неожиданное разрушение четвертой стены в сцене с фотографом и внезапный выход съемочной группы с "жертвоприношением" кумира). А вот середина провисает, диалоги не так интересны - слова, слова, слова, напряжение падает.

Выручает обращение к Достоевскому. Грушенька возникает в спектакле очень логично, как замена Электры, которую репетировала актриса в "Персоне" Бергмана. За Грушеньку как за соломинку хватается Мэрилин (как за "луковку" – это слово из Достоевского произнесено в спектакле, хотя и не в том самом значении). Но тут набегают репетиторша, фотограф, охранник, психиатр, киношники и "соломинку" затаптывают.

Чернявый охранник павильона, который делит с Мэрилин ложе, катается на велосипеде вокруг ее постели (в снах и наяву) – вот таков ее «Митя» (или Рогожин, смотрит странно, может и зарезать спящую).
Остальные мужчины пишут (Артур), говорят (психиатр), снимают (на фото и кино-камеру). А также бьют (этот врач больше психохирург, чем психотерапевт :)

Достоевский добр, говорит Мэрилин, он дал Грушеньке выход. А ее собственное положение безвыходное. Спрятаться нельзя, в самой тихой интимной сцене с фотографом, когда они засыпают, их чувства обостряются и они начинают видеть нас зрителей, сидящих амфитеатром.
В конце концов павильон оказывается действующим. Актрису готовят, одевают (раздевают) и приносят в жертву.

А может «проще надо быть», подумал я после обсуждения спектакля на выходе из театра. Ведь есть выход совсем в другую сторону, противоположную той, что предложил Достоевский. Не бежать отступать, а наступать.
Мэрилин застряла между искусством и китчем. Выбрать китч и не будет этих проблем. Вот, например, железная леди шоу-бизнеса, выступающая под псевдонимом Мадонна. Тоже кумир, но без всех этих проблем. Много фильмов, дисков, книг, денег, детей. И "сгорает" она на экране тоже очень эффектно. Мысленно поставьте Мэрилин и Мадонну рядом и увидите разницу. Она не заморачивается мечтами сыграть Грушеньку и в фильме Бергмана не снимется никогда (а Мэрилин, спасибо Люпе, таки снялась у Бергмана, пусть уже после своей смерти и смерти Бергмана).

Клиповое жертвоприношение Мадонны – чистый китч, а видеосожжение в спектакле - высшая точка искусства (мастерски сделана подмена он-лайн видеотрансляции записью), здесь эмоции подключаются (то, чего обычно не хватает рассудочным конструкциям). Здесь прямая отсылка к последним кадрам "Персоны" (фильм обрывается, так как кинопленка "сгорает" в проекционном аппарате).

И тут же рядом китч, мужик-охранник, то ли черными крылами машущий над жертвенным огнем, то ли распятый (распятый разбойник, конечно, рядом с распластанной жертвой).

Что можно понять как самоиронию режиссера (в адрес и "театральности" и "мужественности").

=======

Продолжение темы - http://lev-semerkin.livejournal.com/370752.html
Tags: Люпа, Польша, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…