Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Бальзак венчался в Бердичеве.

*
"МИСТРАС", Р.Туминас, МАЛЫЙ ТЕАТР, Литва, 2010г. (8)

Постановка хороша и с содержательной стороны (геополитической, речь идет об отношениях стран и народов) и с чисто театральной стороны (нетривиальный гибрид «Берега утопии» с «Пленными духами»).

Очень люблю, когда интонация радикально меняется по ходу действия, этот спектакль разворачивается от иронии к пафосу, от карикатуры в первом действии до скульптуры во втором.
Это если говорить о картинке, а музыкальный ряд - от концерта Шопена (пока зрители рассаживаются) до русской песни.
Музыка Шопена звучит «из-за такта» задает исходную точку - романтическая эпоха, начало 19-го века, но действие начинается со знакового для романтиков события - перезахоронение Наполеона, конец романтики, как литературного стиля и стиля жизни.
Мицкевич (один из главных героев спектакля) говорит - настоящий поэт должен умереть молодым, как Байрон и Пушкин, а я пропустил момент.
Постромантический взгляд на романтизм и продиктовал карикатурную интонацию первой части - культурные иконы - Жорж Санд, Бальзак, Шопен - монстры из свиты вахтанговского герра профессора (с «Дядей Ваней» множество визуальных перекличек и мертвяки и диван, развернутый спинкой к зрителям). Особенно Жорж Санд удалась, самое точное актерское попадание в стиль (полностью согласен с Лиу) ! А еще незримо присутствуют Лист, играющий концерты в венгерском национальном костюме и труп Паганини, который возят из порта в порт и не могут захоронить (уже второй труп, пришедший в движение, не считая живых «мертвяков»).

Поначалу спектакль воспринимается как сниженный пародийный «Берег утопии» (только утопия не русская а конкурирующая с ней польская и берег французский, а не английский). О персонажах из учебника истории без пиетета и с сильной иронической усмешкой ("живых трупах"), однако не желчной, это не «Прогулки с Мицкевичем». Продолжение линии «Мадагаскара» по первому действию кажется что слишком упрощенное (там было и весело и серьезно, а здесь только весело). Во втором действии спектакль взлетает над иронией, кружок Жорж Занд распадается, некоторые участники гибнут, а историческая картина постепенно начинает приобретать все большую обьективность и глубину.

Исторические фигуры расставлены по оси с запада на восток.
Самая западная – совсем уж пародийная экзальтированная американка (осуществляет культурный туризм в Европу).
За ней – французский социалист-интернационалист (в финале он экспортирует социализм на восток, в кепочке Ильича).
Затем Бальзак – самый французистый француз, собирающийся на восток жениться.
Затем Шопен – полуфранцуз-полуполяк, считающий себя поляком.
Затем Мицкевич – литвин, считающий себя поляком.
И наконец самый восточный - антипод романтика Мицкевича, "мужик" и мистик Товянский (экстрасенс, чуть ли не Распутин), тот самый заглавный мистрас (мастер).
С ним в спектакль входит усложнение простой романтической национально-освободительной схемы. Сложная режиссерская интонация, отталкивающаяся от иронии, переплавляющая иронию в отзывчивость, а потом и в открытый пафос, сочетается со сложной геополитической картиной. Матрешка: внутри Европы – Россия, внутри России – Польша, внутри Польши – Литва, а внутри Литвы тоже очевидная неоднородность, перечислял литовские города, называют Витебск и Минск. Поиск идентичности наталкивается на размытость границ - между западом и востоком, между Польшей и Литвой, Литвой и Белоруссией, Белоруссией и Россией. Это если использовать современные имена, а в 19 веке и имена были другие (в спектакле Бальзак уезжает на Украину, интересно, как было на самом деле, это название в середине 19-го века уже употреблялось во Франции ?).
Границы текучи во времени и пространстве, и не стоит думать, что сейчас наступил конец истории и карта Европы приобрела законченный вид. Вот такую мысль (кроме зрительского удовольствия и исторической информации) я извлек из спектакля Туминаса - очень умного режиссера. Мало встречал политологических умов, способных так тонко раскрутить, распутать межнациональный культурно-политический узел, как это делают театральные деятели - Бородин и Стоппард, Туминас и Ивашкявичус.
Tags: Польша, Туминас, театр
Subscribe

  • ЖЖ-1940. 13-е марта.

    . День девяносто третий (последний). «Радостная весть» Ночью командир дивизиона получил приказ начарта подготовить огонь по обратным скатам…

  • ЖЖ-1940. 10-е февраля.

    . День шестьдесят первый. «На прокорм» С обозом, пришедшим 9-го из Питкяранта, пришло донесение от командира взвода Черепанова, который был…

  • ЖЖ-1940. 9-е февраля.

    . День шестидесятый. «Сильный нажим» На фронте наши части действующие с юга оказывают сильный нажим на позиции противника, но и сопротивление…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments