Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Стиральная доска.

*
" КАЛИГУЛА", Э.Некрошюс, ТЕАТР НАЦИЙ, 2011г. (7)

Театр – стиральная доска, нечто твердое-жесткое-ребристое, на чем можно попытаться отстирать испачканный мир, вернуть вещам и идеям, самой "жизненной ткани" чистый подлинный смысл.
Для воплощения такой концепции театра пьеса Камю подходит чрезвычайно. Она безжалостная, жесткая, с твердыми выпирающими ребрами интеллектуальной схемы. Дерет ткань, проверяет на прочность, на подлинность. Что есть наносная налипшая грязь, а что есть основа ?

Из стиральных досок (ребристых листов серого шифера) построена декорация – большая стиральная доска (для зрителя, для актеров, для режиссера). Рим – двор (двор и в государственном и в обыденном смысле). Триумфальная арка, заборы, собачья конура (макро и микро, империя и хутор - в одном).

Метафору стиральной доски могут и не считать зрители поколения стиральных машин :)

Нате!

Подвергается стирке и сама идея театра, представления - в жесткой, саркастичной сцене театра в театре из начала второго акта: Калигула-актер предстает в образе прачки-Венеры (рожденной из пены морской речной). Вот такова современная театральная «богиня любви» - грубая, трансвестированная (пара к «прекрасной» Елене из «Троила и Крессиды», очередная литовская перекличка).
Вы действительно поверили, что этот мужик с босыми ногами в тазике - Венера? Это действительно высокое искусство, спрашивают зрители на сцене друг друга, а зрители в зале сами себя. Отвечают уклончивым бормотанием – что-то такое, в некотором смысле, можно сказать…

Так что же получилось в результате трехчасовой стирки? Театральная ткань проверку прошла не вполне. Полноценной удачи, чистоты-белизны подлинного смысла нет. Вот именно, что «в каком-то смысле», зрители на сцене правы. Ткань спектакля, особенно в первом акте стирки, расползается, очень много «некрошизмов» (еще один спектакль Некрошюса). Пьеса не поставлена, сюжетная нить так часто рвется, что сквозного действия нет, нет сплошного сплетения нитей, петелек и крючочков между автором и режиссером, между режиссером и актерами, между персонажами.
Многое не отстиралось, порвалось. В разрывах зияют длинноты, пустоты. В эти пустоты зрители подставляют свое любимое, в осколках так и не собравшихся в зеркало, видят себя, как рядовой Иванов из анекдота видел бабу, когда смотрел на кирпич. Кто-то увидел любовь и Калигулу – героя, кто-то (М.Давыдова) – смерть, властефобствующая часть театральной критики – кровавый режЫм (советский или нынешний).

Частичное лунное затмение.

Сыграл ли Миронов Калигулу?
Образ не сложился (пока еще складывается ?), получается фрагментарно, но очень интересно, роль можно зачесть (с некоторой натяжкой, актер все же слишком легок для экзистенциальных вопросов). По ту сторону стиральной доски актер прорывается время от времени. Вдруг останавливается посреди сцены столбом ("столпник"), вертикальной струной (перпендикуляр горизонтальной струне, натянутой вдоль рампы) и держит паузу, лицом держит, так похожим на Луну, но держит недолго, не предельно долго, сколько зал сможет выдержать, а меньше. И реплика «прошло три года» паузу обрывает.

А вот Луна в спектакле сыграна. Луна – смерть, луна – девушка (Друзилла). Друзилла лунным зайчиком бегает по сцене, по триумфальной арке, забирается наверх, манит брата туда.
Лунный свет отражается в осколках зеркал, в душах. Осколки зеркал – острые ножи. И, в финале, аналог закопченных стёклышек, через которые можно смотреть на солнечное затмение. Зеркалами закрывают глаза, чтобы увидеть лунное затмение.
Однако полного лунного затмения в спектакле так и не происходит. Тоска по цельности и полноте проявлена, но из осколков так и не собралось целое, идеальный белый «выстиранный добела» круг.
Такой круг рисует мелом (мылом) Сципион на белом листе слева. А на таком же листе справа Калигула оставляет свой черный грязный след (совместите два симметричных круга, вот и затмение!). И уходит в историю, бросается на ножи, прыгает в Луну (в расколотое отражение Луны в темной воде истории, протекающей под имперской аркой, как под мостом с мощными опорами).
Tags: театр
Subscribe

  • Чик Кориа (1941-2021)

    . Его частная жизнь была предельно закрытой, непубличной. Его уход - завершение частной жизни, об этом сообщили только через два дня на странице в…

  • Страсти малой формы

    . «СТРАСТИ ПО ИОАННУ», Э.Пэррот, Taverner Choir, Consort & Players, Англия. 25.09.2018г. (8) Протестировал новый концертный зал Зарядье. Здание…

  • Музыка для театра (и кино)

    * Сегодня Роберту Планту исполнилось 70. Вспомнил знаменитые театральные спектакли, в которых звучит его голос. «Обратная сторона Луны» (Робер…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments

  • Чик Кориа (1941-2021)

    . Его частная жизнь была предельно закрытой, непубличной. Его уход - завершение частной жизни, об этом сообщили только через два дня на странице в…

  • Страсти малой формы

    . «СТРАСТИ ПО ИОАННУ», Э.Пэррот, Taverner Choir, Consort & Players, Англия. 25.09.2018г. (8) Протестировал новый концертный зал Зарядье. Здание…

  • Музыка для театра (и кино)

    * Сегодня Роберту Планту исполнилось 70. Вспомнил знаменитые театральные спектакли, в которых звучит его голос. «Обратная сторона Луны» (Робер…