Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Музыка вечна !

*
"БУДДЕНБРОКИ", М.Карбаускис, РАМТ, 2011г. (10)

Со второй попытки соединение Карбаускиса с РАМТом привело к безоговорочному успеху (из первой попытки вышла ничья в пользу РАМТа).

Очень помогло, что тема (история семьи и История) была уже освоена режиссером в "Долгом рождественском обеде" и теперь разработана и масштабирована на большую сцену.

И актеры РАМТ, как уже знакомые ему по «Ничьей», так и новые (труппа РАМТ одна из сильнейших в Москве) сыграли очень сложную режиссерскую партитуру.

Здесь ведь свои отдельные правила игры почти у каждого из актеров:
и полнокровный психологический театр,
и легкая игра в условность (мокрый пол - берег моря),
и отстранение с обращением в зал (обычный текст «от автора» и хитрая игра со зрителями в загадку в финале первой части),
и гротескный пластический рисунок с мгновенным перевоплощением (Кривощапов, сыгравший обоих зятьев семьи Будденброков)
и совсем «бессловесные» твари (особенно выразительные именно тем, что бессловесны, минус-прием, "слово-серебро, молчание-золото"),

и, наконец, не-актёры, предметы, здесь и предметы играют.

Первое действие держится на истории Тони - такой "общечеловеческий", житейский интерес, как в пьесах Островского - сватовство, отцы и дети, деньги. Поэтому зал сразу включился.

Помогло включить зал и очень тонко проведенное осовременивание. Меня оно зацепило с первых же минут, когда солидная дама 19-го века, консульша, оказывается одетой в брючный костюм. Гребенщикову я узнал не с первых минут... со вторых :) Первая актриса РАМТ своего поколения очень хорошо здесь сыграла, у консульши своя история от Валькирии до ослабевшей старушки, она сильнее всех меняется со временем.

Ну а дочь консула Тони выходит в джинсах. Тони – главная героиня. Семенова ведет спектакль и чем дальше тем сильнее это заметно, она – центр, она - полюс. И в финале она остается одна (один на один с пустотой-темнотой-смертью, с загадкой бытия).
Второе поколение семьи - в джинсах, футболках и кедах. Младший сын, аутсайдер Христиан (Панченко) так и ходит в кедах до конца.
Рядом с кедами – цилиндры.
В черном цилиндре консул, отец семейства (в этой роли новый для меня актер РАМТ Андрей Бажин, сильный актер, убеждает сразу и особо отмечу звучание голоса, так говорить уже мало кто в театре умеет, только в Александринке).
Старший сын и наследник Томас (Исаев) чем дальше тем больше перевоплощается в отца, одевает его цилиндр и его костюм, говорит (буквально) его текст. Но есть и отличие, религиозность, хотя бы показную, он не унаследовал. Тема религии проходит через весь спектакль (семья протестантская, из Северной Германии, торгуют хлебом).

Второе действие держится на склоках, сопровождавших распад семьи. Дом Будденброков падает с грохотом, грохот это «кулаком по столу» - истерики, скандалы, битье посуды. Драматическое напряжение нарастает и конфликт вырывается наружу. Это как раз то, чего не хватало во второй части «Ничьей», а ведь там была игра с более высокими ставками.

А второй полюс спектакля(антипод Тони) появляется тихо-незаметно. Это жена Томаса Герда – пианистка (Оксана Санькова), одна из тех самых «бессловесных тварей» и самая выразительная.
Тони находится внутри, в самом центре действия, а Герда отстранена и смотрит на происходящее со стороны, она вовлечена только в музыку. И взгляд режиссера сдержанный, отстраненный, даже сатирический-саркастический это конечно взгляд Герды, а не взгляд Тони.
Выразительны фактура Герды, ее прямая спина, ее безмолвное присутствие (по большей части за пианино) и музыка, музыка, музыка.
Начинается спектакль с пения псалмов в церкви (декорация Бархина проста и символична – дом-кирха, а дирижирует церковным хором безмолвная вечная служанка из "Долгого рождественского обеда" - Матюхова).
Во втором действии прекрасная фортепианная музыка идет контрастным фоном к некрасивой семейной истории. А пианино, стоящее в дальнем углу декорации, становится смысловым центром, все активнее вовлекается в действие, организует действие вокруг себя и играет финал, заполняет светом уже опустевший, потемневший дом.

Будденброки приходят и уходят.
Музыка остается.
Tags: театр
Subscribe

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…