Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Нескрытая камера.

*
"КАЛЬКУТТА", Л.Маль, 1969г. (7)

Документальный фильм об Индии, показанной через один город. Калькутта выбрана не случайно, очень много символичного, город возник в колониальные времена вокруг британской крепости и до сих пор (двадцать лет независимости) гигантская страна древнейшей цивилизации строится вокруг европеизированной элиты.

Два первых эпизода фильма - «священная река» и «дорога» - идут без закадрового авторского текста и производят самое сильное и как раз самое авторское впечатление, там собраны главные образы и главные символы.
Ритуальное омовение в священных водах Ганга – молятся, окунаются, моются, сморкаются, стирают одежду, а рядом проплывают баржи с ржавыми бортами.
Сочетание полярных начал и во втором эпизоде, который начинается на мосту, а продолжается на железной дороге и на пыльных городских дорогах. Рядом идут клерки в костюмах и бродяги-паломники, носильщики несут поклажу на головах, рикши, переполненные автобусы, нищий спит прямо посреди проезжей части, его старательно обьезжают.
Со следующего эпизода запад активно вторгается в фильм в лице матери Терезы – благотворительная организация каждый день обьезжает город и собирает с улиц умирающих от голода. В этот момент появляется закадровый голос и начинает комментировать, фильм становится более банальным и перечислительным. «Калькутта – город контрастов» - перенаселенность и перенасыщенность «проблемами», «эксплуатацией». Прокаженных - десятки тысяч, безработных – сотни тысяч, беженцев – миллионы. Режиссер прекрасно отдает себе отчет, что комментарии поверхностны, в этом мире «не срабатывает логика западного человека» - «мы никогда не претендовали на то, чтобы быть частью Калькутты или даже её понимать».
Именно поэтому камера оператора никогда не прячется, даже не пытается имитировать отсутствие наблюдателя, европейца, стоящего по ту сторону. Сьемки ведутся открыто, обьекты замечают, что их снимают, реагируют и смотрят в камеру. Некоторые дают интервью на ломаном английском. Коммуникация посредством слов, терминов мало что обьясняет. Глаз европейца видит больше, чем может понять его рассудок и рассказать его голос.

В финале режиссер оказывается в полном замешательстве - рядом с трущобами, где в полной нищете и в грязи живут беженцы из одних штатов страны, появляются беженцы второго сорта из другого штата, с более темным цветом кожи. И сколько таких слоев реальности еще откроется, если отьехать от города вглубь страны.
Tags: Маль, кино
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments