Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

"ПОЗДНЯЯ ЛЮБОВЬ" в Мастерской Женовача.

*
"ПОЗДНЯЯ ЛЮБОВЬ", У.Баялиев, РАТИ, Мастерская Женовача, Москва, 2004г. (9)

Сделано "на чистом сливочном масле". Вот так надо ставить Островского - подробно и с искренней верой в предлагаемые обстоятельства. У каждого персонажа своя правда, их правды несовместимы, но в финале совмещаются.

Обычно постановки "Поздней любви" запоминаются благодаря знаменитым артистам исполнителям роли старика Маргаритова (Яншин, Смоктуновский, Пастухов). Это обстоятельство мешает постановке пьесы в учебном театре, перед режиссером возникает сложная задача. Студент в роли Маргаритова - условность которая испортит прямую постановку пьесы, а игровую, условную постановку пьеса не выдержит.
Однако режиссер Уланбек Баялиев задачу решил - перенес центр тяжести на других персонажей (прежде всего на дочь Маргаритова Людмилу) и тем самым отчасти восстановил справедливость и авторский замысел - все-таки пьеса называется "Поздняяя любовь", а это любовь Людмилы ("немолодой девушки", как написано в списке действующих лиц).

Итак в центре спектакля - влюбленная женщина. Поступок, который она совершает (крадет у отца документ и передает его "предмету" своей любви) сложно понять, тем более оправдать нормальной логикой. Разрыв c нормой умело используется режиссером, чтобы подчеркнуть неординарность ситуации (раз она на такое пошла, значит чувство действительно запредельно велико). Мария Шашлова играет так достоверно, что глядя на нее думаешь: а как же иначе? Как же не помочь? В кульминационной сцене выбора героини между отцом и возлюбленным Островский (может быть подсознательно) воспроизвел древний архетип "замужества". Замужество (уход дочери от отца ), это измена, смерть-рождение, переход в новое качество через хаос, через нарушение моральных норм.

Две другие женские роли (контрастные по отношению к главной) тоже удались. Это "женский" спектакль, что особенно важно для Мастерской Женовача (в других спектаклях "Обломовщина", "Мальчики", "Как вам это понравится", построенных на мужских ролях студентки оказались в тени студентов). Колоритная хозяйка дома (Анастасия Имамова) и красавица-вдовушка (Ольга Калашникова) настолько естественны и достоверны, что оторопь берет, например когда проигравшая интригу вдовушка, ни на секунду не наморщив лобик заявляет, что не любит долго расстраиваться. Прелесть, что за женщина!

"Бедность не порок, но …"

А что же мужчины?

Маргаритов (Алексей Вертков, специализирующийся в Мастерской на возрастных ролях) потерял значительную часть мелодраматической силы и сентиментальности . Зато по-настоящему прозвучало другое, несентиментальное содержание роли: очень важный для Островского мотив - отношение к бедности. Здесь Маргаритов не жалкий старик, а солидный человек, временно попавший в затруднительное положение и опустившийся на дно . Но он не примирился со своим положением, потому воспринимает окружающих со стороны, видит к чему приводит бедность и не питает иллюзий, что бедность - проста и чиста, а достаток развращает. Позиция Островского противоположна - бедность развращает, бедность и добродетель несовместны.

Роль Николая самая психологически сложная в пьесе. молодой человек на перепутье. Незаконченый негодяй. Почему то подобные роли (Дульчин в "Последней жертве") полохо получаются в театре, а здесь получилось. Андрей Шибаршин принес в эту роль опыт работы над Достоевским, а прививка Достоевского очень идет Островскому (замечательный пример - игра Евгения Самойлова в спектакле Малого театра "Не было ни гроша"). Актер хорошо передал рефлексию, "колебание над бездной", извилистую психику игрока. Ведь главную интригу действия он ведет как игру с очень высокими ставками.

Брат Николая - Дормидонт роль для комика-простака, в ней другая (простодушная) интонация и Сергей Аброскин выдает ее по полной программе, да еще дополняет пластическим рисунком "убогого". Пара Николай - Дормидонт в чем-то повторяет пару соперников из Горячего сердца. Только победа (рука и сердце героини) здесь достается "шустрому" герою, а не простаку. Островский точно соблюдает равновесие. Выбор Людмилы падает на "шустрого", а Николай свой выбор делает не в пользу "шустрой" вдовы Лебедкиной.

Последний из персонажей - эпизодический купец Дороднов (Александр Обласов). Молодец режиссер, что не стал сокращать сцену Дороднов-Дормедонт, она может и не обязательна по сюжету, но "покупка писарька" отлично написана и сыграна, к тому же точно ложится в тему спектакля.
=====
ред. 24.01.05г.
Tags: Женовач, театр
Subscribe

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments