Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Опера-басня «Человек с аппетитом».

*
"ДОН ЖУАН", М.Хампе, ЗАЛЬЦБУРГСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ, Австрия, 1987г. (8)

На вступительных титрах режиссер не указан,
только исполнители и последний титр самым крупным шрифтом ГЕРБЕРТ ФОН КАРАЯН.
Я было предположил, что он и поставил спектакль сам (или в австрийской опере Моцарта ставит традиция, как Островского в Малом театре :)
Однако в первой же сцене рука профессионального режиссера очень заметна. Постановка действительно напоминает Малый театр – солидно, добротно, реалистично. И сильные и слабые стороны академичных постановок классики налицо – действие сохраняет верность «букве», продумано до мелочей, но и рутинных мелочей, «воздетых рук» тоже хватает.

Самая слабая сторона - возрастные несоответствия между актерами и персонажами.
Появляется на сцене Донна Анна (Томова-Синтов) – грузная немолодая матрона, затем появляется Командор (Бурчуладзе), и сразу видно, что «отец» заметно моложе «дочери» и годится ей в сыновья, так что «убивается» она (если не знать сюжет, а смотреть глазами Благодарного Зрителя) как несчастная мать над телом убитого сына.
Уточнил возраст в инете и оказалось, что в год сьемок Томовой не было 50-ти (выглядит на 60). «Дочь» всего только на 10 лет старше своего «отца», не мать, а старшая сестра.
Закроешь глаза - голос суперженщины, откроешь глаза -все зримые составляющие образа ее старят: фигура, манеры благородной матери, темные тяжелые платья, сильный грим.
Дон Жуан не слепой, на такую клюнуть никак не мог. Другое дело Церлина (Кэтлин Бэттл) актриса всего то на 7 лет моложе, а выглядит юной и свежей как персик. Смуглый южноевропейский персик, только руки на крупных планах выдают Африку.
Да и Эльвира, сыгранная с небольшим уклоном в характерность «старой девы», на фоне такой Анны выигрывает.

Сильных сторон больше – режиссер не радикален, но активен. Он добавляет органичные подробности, чтобы раскрыть, а не переделать либретто. Интересные играющие детали – ключ от входных ворот в первой сцене (Анна запирает ворота, потом ее обняли и она обмякла, ключ выпал из руки, Лепорелло ключ подбирает); красный плащ Командора, который Анна предьявляет Дон Жуану в финале первой части (а он использует его, чтобы перехитрить Оттавио, вооруженного пистолетом).
Место действия меняется - в каждой сцене новое, само действие развивается непрерывно и подробно. Большая массовка, бессловесные персонажи (камеристка Эльвиры, повар), крестьяне с кольями забавно пробегают туда-сюда за забором кладбища.
Наиболее органичен Лепорелло (Фурланетто - эталонный комик простак), нордический Оттавио слишком силен и не слишком интересен.
У Дон Жуана (Сэмюэль Рэми) сильнейшее обаяние (мужское «олегефремовское»), никакой смазливости, никакого мачизма – золотая середина, благородство.
Но ведь это только маска, которая помогает ему одерживать победы, какой он на самом деле, под маской, почему такой благородный поступает так неблагородно ?
Ответа ждешь долго, не получаешь и постепенно понимаешь – маска не спадет, рефлексия, «вызов небесам» не для этого спектакля.
Дон Жуан никакой не философ, нет там никакого двойного дна, ничего сверхчеловеческого. Просто человек с аппетитом, гурман, франт, дуэлянт (салютует шпагой убитому Командору), любитель женщин. Он либертэн и гуманист не из философских соображений (и, вообще, не из умственных), а из чувственных соображений – любит свободу, любит людей (любит с ними играть, подшутить, обмануть, подставить).

И вот такой позитивный (крепкий, красивый, здоровый, веселый), «один из нас», лучший из нас, исчезает в один миг, был и нет.

Подробное, очень подробное и оснащенное бытовыми деталями действие это всего только предисловие. Заканчивается предисловие дома у Дон Жуана, хорошо населенном и обставленном. В центральной входной арке появляется Эльвира, потом уходит, вскрикивает, потом туда заглядывает Лепорелло и тоже кричит, но как через нее войдет статуя, арка слишком низка.

И вот тут театр бытовой уступает место театру надбытовому. В один миг мир-декорация разваливается на куски и исчезает, сцена становится пустой, только Дон Жуан стоит посередине и Лепорело отполз в угол, статуя командора появляется в глубине, а над ними во весь задник звездное небо, портрет Вселенной. Галактический масштаб. «Memento mori» во всю ширину и высоту сцены.
Во время диалога со статуей на задник дают все больше красного света, это отблески адского пламени, по сцене стелется дым, в нем Дон Жуан и статуя командора исчезают.
Звезды гаснут, задник становится абсолютно темным, только узкая полоска авансцены освещена.
Оставшиеся жить выходят на авансцену, перед разверстой бездной, к ним присоединяется Лепорелло. Первое время они в растерянности бродят по краю, крохотные человечки на фоне черного провала, начинают петь негромко, хотят повернуться лицом к залу и все-таки продолжают спиной чувствовать притяжение и ледяное дыхание оттуда, из пустоты.

Однако постепенно они распеваются, отвлекаются, веселеют, приходят в себя и на последней фразе, уже уходя со сцены, актеры выходят из своих ролей и напрямую обращаются в зал указывая руками на бездну – помните об этом. Эта история послужила нам уроком пусть и вам послужит. Басенная мораль в финале напомнила другую постановку оперы Моцарта 80-х годов - – «Волшебную флейту»
еще один пример старой немецкой театральной традиции, существовавшей перед приходом Нового Европейского Театра.
Tags: опера, театр
Subscribe

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…