Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

и на сем камне…

*
"МАЛЬЧИКИ", С.Женовач, РАТИ, Мастерская Женовача, Москва, 2004г. (10)

"и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее"

Камень.

Композиция спектакля выстроена "от камня к камню". Начинается с камней, которые кидают мальчики, заканчивается речью Алеши у камня. В сценическом пространстве начало и конец - это одна точка, место у левой колонны, выделенное прожектором. Оттуда Илюша берет первый камень, чтобы бросить в одноклассников, там собираются герои в финале. За два часа театрального времени (и за несколько месяцев романного времени) символика камня меняется на прямо противоположную, от символа раздора к символу единения. Что соответствует символике камня в Библии (от "побивания камнями", до "твердого основания для постройки").
У постановки Сергея Женовача твердое основание, твердая опора. Опора литературная - непосредственно на текст Достоевского (как обычно у Женовача роман поставлен "непосредственно", превращен в спектакль минуя стадию драматургической инсценировки), опора театральная (современный, содержательный режиссерский язык), опора нравственная (на идеи классической русской литературы), опора педагогическая. Такая же твердая опора и у Мастерской Сергея Женовача в РАТИ, наследницы Мастерской Петра Фоменко. Здесь знают, где находится краеугольный камень театрального искусства.

Перезвон.

Главные герои спектакля - Илюша (Сергей Пирняк), Снегирев (Алексей Вертков), Красоткин (Андрей Шибаршин), Алеша Карамазов (Александр Коручеков) раскрываются по очереди, у каждого своя глава, свой звездный час. Первая часть спектакля - время отца и сына Снегиревых, вторая часть - выход Коли Красоткина, на него перенесен весь фокус внимания. Алеша держится немного в стороне, не выходит вперед, больше слушает (вместе со зрителями), ведь спектакль называется "Мальчики", речь не о нем. Весь спектакль актер накапливает энергию, чтобы по-настоящему наполненной проникновенной прозвучала речь у камня.
Последним в списке действующих лиц указан Перезвон, дворовая собака. Персонаж включен в спектакль, не только и не столько для оживления и демонстрации умения студента сыграть собаку. Для меня именно эта роль стала ключом к образной системе спектакля. Принципиальный момент - студенты Мастерской Женовача НЕ играют в спектакле самих себя. Сыграть сверстников, на молодом обаянии это первая ступень актерского мастерства, на этом строится множество дипломных спектаклей (можно вспомнить знаменитый "Чудесный сплав" Левертова). Здесь иная задача. Студенты должны были пройти трудный путь от себя к "достоевским" русским мальчикам 19-го века во многом непохожим на них и возрастная дистанция "включила" театральную условность и очень помогла. Актерской природе подвластно всё, можно сыграть яблоко и зеркало (как в спектакле Брусникиной "Ай да Пушкин"), здесь студенты ровесники лет 20-ти играют и мальчика 9-ти лет и его отца бывшего штабс-капитана и собаку Перезвона. Причем эмоциональная кульминация спектакля - смерть Илюши - сыграна как раз Перезвоном (Сергеем Аброскиным), потому что это нельзя передать человеческими словами.
"Собачья" символика проходит в спектакле ту же метаморфозу, что и "каменная". Поначалу мальчики, как стая собак, преследуют чужого, а Илюша буквально "укусил" Карамазова. С появлением Перезвона всё переворачивается. На положительном полюсе непосредственность, искренность, верность, открытость и природное обаяние.

"Вот мы теперь и идем рука в руку"

Хороший роман написан (и читается) с ощущением движения к финальной точке. Также должен быть поставлен хороший театральный спектакль, не набор эпизодов, а поток, приводящий к устью (спектакль или роман впадает, как в море, в более широкий философский религиозный контекст), к финальной мизансцене (театр - искусство действия, а не только слова, важно не только сказать, но и показать). Роман "Братья Карамазовы" движется к последней главе эпилога "Похороны Илюшечки. Речь у камня". Побочная сюжетная линия - линия мальчиков - отражает главную линию - линию карамазовых - и по своему интерпретирует главные темы романа - преодоление (или не-преодоления) звериного начала в человеке (здесь две стороны "карамазовское как зверское" и "кармазовская жажда жизни", жестокость стаи и "щенячья" непосредственность у мальчиков), воскрешение через страдание (суд, тюрьма - у Дмитрия, смерть Илюши - у мальчиков).
Спектакль будет интересен и тем, кто не знает русского языка, там можно следить за перемещением персонажей в пространстве - они разделяются на "Илюшу и остальных", уходят на основную площадку, уходят еще глубже к окнам, выходят к зрителям, собираются в "пчелиный рой" в центре и наконец выстраиваются в шеренгу, обнявшись, и вот здесь режиссер впрямую визуализирует финальные слова романа, превращает их в действие. "Вот мы теперь и идем рука в руку" - говорит Алеша и студенты все вместе делают шаг вперед, потом еще один, потом спускаются по ступенькам, подходят вплотную к зрителям первого ряда и … скрываются в темноте, потому что выходят из света прожекторов (этот замечательный эффект лучше виден зрителям дальних рядов, поэтому советую на первые три ряда не стремиться).
Привести спектакль к такой финальной мизансцене, которая не изгладится из памяти зрителя - высшая удача для режиссера. Привести дипломный спектакль к такой финальной мизансцене, которая не изгладится из памяти студентов, обьединит курс в единое целое - высшая удача для руководителя курса (такой же содержательной мизансценой заканчивал Женовач спектакль легендарных фоменок "Владимир 3 степени").
Ведь "скоро нам придется расстаться" - так начинает Алеша Карамазов свою речь у камня.
=====
ред.30.05.06
Tags: Женовач, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…