Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

"Дяди Вани"

*
"ДЯДЯ ВАНЯ", Э.Лакаскад, ТЕАТР КОРШУНОВАСА, Литва, 2009г. (6)

"ДЯДЯ ВАНЯ", А.Щербан, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, Санкт-Петербург, 2009г. (9)


Случайно (по воле составителей программ фестиваля НЕТ и гастролей Александринского театра) две постановки оказались рядом, два дня подряд. Одна – камерная и ординарная, другая экстраординарная и большой формы.

Первую я бы лучше смотрел, если бы не знал пьесу наизусть. Свежих ходов было слишком мало, да и те не все сработали (наращивание пьесы за счет персонажей "Лешего" не сработало). Интерес загорался время от времени (очень хорош второй акт, разговор у диапроектора в третьем, бессловесной начало четвертого и мрачный финал, контрастный с легкомысленным началом под Саймона-Гарфункеля).

Актерский состав компромиссный. На какие-то роли нашли исполнителей, на остальные – "взяли из подбора".

Очень хорош, харизматичен Астров.
Соня была интересна, такой твердый орешек, с характером (в отца, здесь и Серебряков твердый и очень убедительный).

Но совершенно не показались Ваня и Лена - первый слишком стар и потерт, вторая слишком молода и мелка. Всем линиям, связывающим эти два персонажа между собой и с остальными – НЕ ВЕРЮ. У этого дяди Вани жизнь пропала давным давно, а у Лены еще не начиналась. Какая у него может быть к ней любовь? Разве что извращенная, к нимфетке, но и этого не сыграно. Да и не к лицу было бы этому спектаклю.

После такого ровного, скучноватого и правильного «Дяди Вани» от Александринки очень хотелось эксцентрики, яркости и первая часть оказалась просто "сбычей мечт театрала" - все персонажи заиграли свежими яркими красками, сценография удивила три раза (в первом акте - "театр", во втором - "изнанка театра", а рядом "натура").
В антракте было отличное настроение и надежда, что впереди еще по крайней мере две сценографии - по одной на каждый из оставшихся актов. Такого не случилось, пространственной фантазии на всю пьесу не хватило, начались повторы, снова «золотые ложи» на сцене, снова грязь под дождем («живешь в таком климате, того и гляди снег дождь пойдет»).
Хорошо, что актеры не снизили планку. Марченко, Лакоба, Сытник, Паршин, Волков, Лысенков - браво! В галерее персонажей пьесы за всю ее сценическую историю александринские Серебряков, Астров, Вафля, Ваня, Соня и Елена не затеряются, а станут самыми заметными.

Ваня – мужик и совсем не «интеллигент», сильный, но как-то невпопад (вот если бы он тогда сделал ей предложение... - в такой вариант веришь абсолютно). Знаменитый монолог про Шопенгауэра-Достоевского звучит особенно трагично, окружающие еще не отсмеялись над хохмой профессора, в очередной раз восставшего из мертвых, а Ваня что-то говорит на заднее плане, никто не слушает, да и не ждут от него таких слов, потому и не слышат.

Вафля-мужичок, такой чеховский, скособоченный, из рассказов. Что у него на уме?

Серебряков – Марчелло Мастроянни в белом пальто. Это парадный образ, а за кулисами – капризен, избалован. Но характер сильный, знает себе цену, умеет властвовать.

Елена – модель, под стать Мастроянни, приехала на курорт. Но стоит ей снять солнцезащитные очки – раскрывается, разворачивается. Женщина на грани нервного срыва. Ослепительно хороша! А счастья нет.

Соня – молодая Инна Чурикова. Инне Чуриковой в молодости не досталось таких ролей, да и кто бы тогда позволил так эксцентрично играть классику. Лакоба – реинкарнация, Соня – актриса, Соня умница. Астрова такая Соня просто пугает.

Астров – хмырь. За десять лет другим человеком стал. Сила изьедена самоиронией. Нацепил маску юродивого (профессор его точно «определил»), маска приросла. Но ведь все равно интересен, глаза живые и хитрые.

Все они интересны, и все живут в клетках, как голуби (голубятня, а может быть это курятник, единственное сценографическое приращение второй части).

А под ногами грязь, а сверху дождь. А душа рвется еще выше и слова про небо в алмазах Соня произносит нараспев, как молитву, под аккомпанемент гитары Ильи Ильича.
Tags: театр
Subscribe

  • ЖЖ-1940. 13-е марта.

    . День девяносто третий (последний). «Радостная весть» Ночью командир дивизиона получил приказ начарта подготовить огонь по обратным скатам…

  • ЖЖ-1940. 10-е февраля.

    . День шестьдесят первый. «На прокорм» С обозом, пришедшим 9-го из Питкяранта, пришло донесение от командира взвода Черепанова, который был…

  • ЖЖ-1940. 9-е февраля.

    . День шестидесятый. «Сильный нажим» На фронте наши части действующие с юга оказывают сильный нажим на позиции противника, но и сопротивление…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments

  • ЖЖ-1940. 13-е марта.

    . День девяносто третий (последний). «Радостная весть» Ночью командир дивизиона получил приказ начарта подготовить огонь по обратным скатам…

  • ЖЖ-1940. 10-е февраля.

    . День шестьдесят первый. «На прокорм» С обозом, пришедшим 9-го из Питкяранта, пришло донесение от командира взвода Черепанова, который был…

  • ЖЖ-1940. 9-е февраля.

    . День шестидесятый. «Сильный нажим» На фронте наши части действующие с юга оказывают сильный нажим на позиции противника, но и сопротивление…