Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Вечер с артистом.

*
" Константин Райкин. Вечер с Достоевским", В.Фокин, «САТИРИКОН», Москва, 2010г. (8)

Весь вечер на арене на плоскости артист Райкин.

Глубина сцены равна нулю – пустая плоскость, голая стена во всю ширину и высоту сатириконовской сцены.
Чистый разлинованный лист бумаги.
Артист поднимается из зала на сцену, маленькая черная точка, червячок, бьется на узкой полоске авансцены. Когда забивается в угол, становится совсем маленьким. На сцене появляются работники театра, музыканты, но они странным образом только подчеркивают одиночество артиста на огромной плоскости. Несмотря на их присутствие, он все равно «один на один» со зрительным залом.

Подпольный человек в исполнении Райкина - родной брат шинели в исполнении Нееловой. Неразложимая далее молекула жизни, существования, самости (в мужском роде лучше сказать «атом человека»).
Достоевский открывает и высвобождает атомную энергию. Атом взрывается фонтаном текста (в противоположность немой шинели этот персонаж говорит, говорит, говорит - захлебывается словами, кривляется, переходит на рэп, за мыслью трудно уследить, самобичевание/самовосхваление сплетается в клубок и от многословия остается ровно столько же, сколько и от нечленораздельного бормотания в «Шинели».

Однако, на подпольного человека Достоевского артист не похож. Подпольный человек – затворник, он кривляется перед собой и перед воображаемым человечеством, а артист - перед залом, заполненным конкретными зрителями. Артист всего лишь «играет» подпольного человека. Персонажи Достоевского живут по ту сторону, за плоскостью, за экраном. В середине спектакля плоскость оказывается теневым экраном и потом до конца спектакля она будет населена образами, сначала снежинками (черными точками, песчинками, человечками), потом тенями подпольного человека, девушки из публичного дома. Это только перед экраном глубина сцены равна нуля, а за экраном глубина равна бесконечности.

К тому же подпольный человек - интроверт, а перед экраном стоит экстраверт, артист, ярко освещенный с поставленным голосом и даже с микрофоном в руках. Он владеет залом. Овладевает с трудом, не сразу, текста много, текст сложный, надо очень постараться, чтобы публику захватить. Но никаких «комплексов», колебаний, Райкин твердо знает, что победит. И действительно, в последнюю часть истории публика вовлечена полностью и в финале аплодисменты, все благодарно встают (в театре нечасто такое увидишь). Но это не от потрясения, это от восхищения.

Режиссура Фокина схематична, холодна, конструктивна, он не раскрывается вглубь, душу не распахивает, сохраняет дистанцию и лишь «указывает на». Режиссер наводит на размышления, не формулируя сам.
Как бы ни старался артист, он не перейдет черту, не станет другим человеком, не обманет зрителя. Он прочитает рассказ по ролям, и за автора и за персонажа и за девушку. Он сыграет, но не перевоплотится. Он слишком плотный, а тени бесплотны. Он даже повернется к зрителю спиной и сыграет диалог с тенью.

В финале артист уйдет со сцены победителем, чтобы выйти уже на поклоны (а в Сатириконе, как известно, «поклоны тоже входят в понятие спектакля»), а герои Достоевского так и будут бродить за теневым экраном. Хор теней, совсем как хор в финале «Пиковой дамы», так и не разгадавший загадку Германна.
Ссылка от пушкинского Германна к подпольному человеку интересна, подчеркивает единство русской литературы и единство театра Фокина.
Tags: Фокин, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments