Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

В четырех стенах

*
"ПОЗДНИЕ СОСЕДИ", А.Херманис, КАММЕРШПИЛЕ, Мюнхен, 2010?г. (10)

Гиперреалистическая постановка рассказа Зингера "Поздняя любовь".
Комната, обстановка 60-х годов прошлого века, узнаваемые линии мебели, черно-белый телевизор с антенной наверху, торшер, холодильник, пылесос.
В комнате живет богатый одинокий старик-еврей, выходец из Польши (эмигрировал в США молодым, еще в начале прошлого века, в начале 60-х ему за 80).

Комната в раю, четыре стены, одиночная камера. У каждой стены свой смысл, в театре Херманиса стены играют.

За первой, дальней от зрителя стеной – выход на балкон, за окном море, пальмы, действие происходит в Майами, в земном раю, на 17-м этаже.

За второй, правой (со стороны сцены) стеной находится «современность», через эту стену комната подключена к цивилизации, канализации, телевидению. Там красный угол с телевизором (постоянно передают «Тома и Джерри»), совмещенный санузел, входная дверь (со множеством замков), через нее приносят почту, молоко, приходят соседи.

У третьей, левой стены находится кровать (спектакль начинается и заканчивается с того, что хозяин квартиры лежит на кровати, сначала просыпается, потом засыпает). Кровать – место интимное, место для сна, мечты, мыслей. Она стоит у левой стены не случайно, за стеной живет соседка слева.

И, наконец, четвертая стена, отделяющая сцену от зрительного зала. В эту стену герой обращает свой рассказ. Актер читает авторский текст от третьего лица, бормочет себе под нос. Бормочет вслух, значит адресует кому-то. Живет один и все равно ведет диалог с воображаемым собеседником. И не только словами, но и жестами. Жесты (как вычеркнул внуков из завещания) он тоже обращает к четвертой стене, он настолько одинок, что общается со стеной. Но режиссер сделал эту стену прозрачной (прозрачные стены – фирменный прием режиссера, см. «Звуки тишины») и зрители имеют возможность подслушать слова и подглядеть жесты адресованные вовсе не им.

Спектакль разворачивается очень медленно, чтобы зритель сполна почувствовал пустоту бытия.
Когда одиночество уже сыграно, оно прерывается визитом новой соседки слева (пришла познакомиться, пригласила в гости). Это кульминация.
Появляются рабочие сцены и снимают третью стену, за ней оказывается точно такая же комната-камера, только женская, более ухоженная, окрашенная в красный цвет. Четвертую стену, закрывавшую эту комнату до поры до времени, рабочие тоже снимают и зрители становятся свидетелями свидания двух старых людей.
Соседка помоложе соседа, но тоже поздняя - выглядит, как если бы нынешняя Гурченко сыграла Светличную времен «Бриллиантовой руки». Блондинка, костлявая кума, смерть.
Впрочем, она молодящаяся, забавная и герой тоже ожил, надел выходную пеструю рубаху, слабые старческие ноги закрыл брюками, лысину прикрыл шляпой.
Впрочем, из свидания ничего не вышло. Что-то произошло с соседкой и она выпроводила соседа. Снова появляются рабочие и ставят третью стену обратно.
Впрочем, он продолжает надеяться на продолжение. Ставит туфельку соседки в «красный угол», пришлось немного подвинуть антенну.
Но приходит соседка справа и сообщает, что соседка слева выбросилась с балкона.
Герой некоторое время убирается в комнате, включает телевизор (в этот момент «Том и Джерри» напоминают смешную пластинку в финале «Цены» Артура Миллера), потом ложится кровать и перед тем, как лечь спасть (в обнимку с туфелькой), задается очень простым вопросом – зачем человек рождается и почему должен умереть ?

Медленное, подробное, дотошное движение спектакля необходимо для того, чтобы подвести зрителя к этому вопросу.
Герою рассказа на это потребовалась вся жизнь.
Волшебная сила искусства, это же сколько времени мы сэкономили!
;))))))))

UPD. Информация к размышлению:

Фамилия: Зингер
Псевдоним: Башевис
Родился в 1904 году.
Место рождения: Леончин, Царство Польское, Российская империя.
Эмигрировал в США из Польши в 1935 году.
Умер в 1991 году в возрасте 87 лет.
Место смерти: Майами, Флорида, США.
Tags: Херманис, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…