Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Изнанка «Гамлета».

*
"ГАМЛЕТ", В.Фокин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, Санкт-Петербург, 2010г. (8)

Редкая для театрала возможность – смотреть постановку «Гамлета» и НЕ ЗНАТЬ, что произойдет на сцене в каждую следующую минуту.

Браво режиссеру за смелость.
Публика привыкла смотреть картину, а ей рискнули показать изнанку холста.
Еще более точная аналогия с вышивкой, вместо лицевой стороны, где рисунок вышит гладью, зрители видят изнаночную сторону – хаос стежков, узелков, рисунок угадывается с трудом.

В таком варианте очень многое теряется. Возникают огромные пропуски. Пьеса, сюжетная линия, персонажи теряют связность.
Но ведь и приобретается нечто важное и даже уникальное, то, что в других, «лицевых» постановках «Гамлета» никогда не увидишь – изнанку пьесы, изнанку истории, тайные нити, узелки и пружины.

Новые «изнаночные» правила игры заданы с самого начала, в сценографии Александра Боровского, и исходная точка сразу сильнейшим образом заводит зрителя. На сцене выстроен еще один зрительный зал. Театр в театре – прием не новый, но здесь зрительный зал на сцене не отражает зрительный зал театра зеркально, мы видим трибуну (помост для зрителей) сзади, с изнанки. Пока зрители сидят в зале МХТ и ждут начала спектакля Александринского театра на сцене тоже сидят зрители (к нам спиной) и тоже ждут начала спектакля. Мы наблюдаем за наблюдающими.
Они окажутся не только наблюдателями, но и участниками действия, и мы в этом странном зеркале увидим себя и свое участие в истории. Мы ведь тоже не только зрители. Граница между залом и сценой стерта, Гамлета выводят из зала МХТ в зал на сцене, Горацио спускается из зала на сцене в зал МХТ – везде зал и везде сцена и везде спектакль.
Лицевая сторона датского политического спектакля отодвинута далеко, ее плохо видно, конструкция мешает и звук доносится плохо. Зато приближена потайная оборотная сторона и там все оказывается не так, как с лицевой.
Появление призрака оказывается инсценировкой, «мышеловкой», которую придумала Гертруда задолго до той мышеловки, которую придумал Гамлет. Провокация – часть политического театра.
Отношения Клавдия и Гертруды с изнанки выглядят совершенно по-другому – властная женщина и муж-подкаблучник.

«Гамлет» – только фрагмент метаспектакля, выходящего далеко за пространственные границы портала театре и временные рамки действия пьесы. Нити уходят вовне. В первой сцене ничего не начинается, продолжается что-то давно идущее, с последней ничего не оканчивается, история идет своей совершенно непонятной нам дорогой, почти не заметив, что там стряслось на обочине, чьи черепушки валяются в канаве.
Мы посмотрели случайно выбранный фрагмент со случайного ракурса.

Даже не фрагмент, а фрагменты. Спектакль разорван на обрывки, потому что разорван век. Очень трудно эти обрывки соединить, в разрывы зияет бездна. Поэтому столько вопросов - почему отравилась Гертруда? Что за черный рыцарь проходит, а потом сидит на самом верхнем ярусе трибун? Ведь это не актер, наряженный призраком, как можно было подумать вначале.

А что же Гамлет? Спектакль разорван и Гамлет разорван. С изнанки главный персонаж пьесы тоже теряет связность. Лысенкову приходится играть пунктир, разрозненные стежки и в каждом отрывке он убедителен и интересен. Что же касается целого – этот новый Гамлет пока не складывается. На фоне гигантской конструкции (сценографической и политической) выглядит слепым котенком. Его действия хаотичны и бессмысленны, его конец жалок. На фоне величественной Гертруды-Игнатовой Гамлет - эпизодическая, второстепенная фигура датской политической жизни.
Но ведь и Гертруда не главный кукловод, это поначалу кажется, что нити ведут к ее рукам. Но вот она выпивает яд (сама выпивает, в полном сознании), а куклы продолжают двигаться, кто-то приводит Фортинбраса, еще более жалкого, чем король Клавдий.

А что же актеры? Место профессиональных актеров в датском спектакле показано саркастически. Место актера внутри куклы огромного осла, вроде тех, что ходят по улицам живой рекламой.
Tags: Гамлет, Фокин, театр
Subscribe

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…