Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Гоголь-Русь-гопота

*
«МЁРТВЫЕ ДУШИ», К.Серебренников, НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ЛАТВИИ, 2010г. (8)

Спектакль игровой, молодежный, современный (что придает «све…жесть», как они сами остроумно формулируют).

Для актеров – игра в иное, в другое время, в другую страну и социальную страту, в лошадей, в маленьких детей, в женщин, в собак.

Для режиссера – игра в собственную юность в провинциальном городе.

Постоянный герой (alter ego) Серебренникова – выскочка, комсомолец в костюме с дипломатом (Буланов из «Леса», молодой следователь из «Человека-подушки»). Он вырос в мире чужих людей (другого поколения и/или менталитета).

Чичиков – нормальный, европейский, цивилизованный, а окружают его (населяют «лес-дремучий бор») сверстники – гопота, молодые работяги из автосервиса (шиномонтаж) и старшее поколение - люди прошлой жизни, «трупы», которых не облапошит только ленивый.
Бизнес Чичикова – торговля воздухом (не важно, чем именно), а «мертвыми душами» он считает «население», лохов (страна «мертвых» душ, застрявших в прошлом).
Тур Чичикова по родным местам – последняя гастроль «кооператора» (начинающего бизнесмена) перед тем как «свалить».
Надо собрать «стартовый капитал» (с трупов много не соберешь, но на стартовый хватит).
Вспомнил один из скандалов России 90-х годов – продажу трупов из морга немецкому художнику-концептуалисту, который из них инсталляции делал.

Тур по стране непуганых идиотов поначалу приносит успех. Начинается спектакль с «тройки», с тройки автомобильных шин. Рабочие автосервиса обсуждают, доедет ли колесо до Москвы (да, и ведь правда доехало :) и до Казани (нет, не доедет, гастроли в Казань не планируются :), соображают на троих и закусывают «резиной».
Апофеоз тура - благодарное и очарованное население подбирает Чичикову невесту из местных, огромную бабу. Я ожидал увидеть под фатой-вуалью череп скелета из «Трехгрошовой оперы», но там оказался Ноздрев, который и развалил гениальную комбинацию юного бизнесмена.

Мертвые души оказались «живее всех живых», обобрали великого комбинатора и пришлось ему спасаться бегством (выпрыгивать в окошко «в чем был», без капитала). Еле ноги унес, спасибо, что дипломат с ноутбуком не отобрали.

Русь так и осталась непонятой. И непонятной самой себе – в финале гопота села рядком на лавочку и запела – «Русь, чего ты хочешь от меня?»

Спектакль придуман очень хорошо, внятно, стройно, логично. Фирменное серебренниковское смешение времен прекрасно сработало. Времен, как и в «Лесе» три :
– 19-й век, время действия первоисточника;
- 20-й век, время юности режиссера, конец СССР;
- 21-й век, время юности актеров, наши дни.
Действие структурировано, сцены чередуются с песнями, сопровождаются аккомпаниатором-тапером, затем и актеры превращаются в музыкальный ансамбль (хор и инструментальное трио).
Условность (переодевания и превращения предметов) предъявлена открыто.
Кстюмы – точные, бытовые, а декорация предельно метафорична. Действие происходит в фирменной «коробочке» нового европейского театра, коробочка деревянная – гроб. Чичиков путешествует по стране мертвых душ, у него клаустрофобия, страна находится в гробу, а когда в этот большой гроб вложены маленькие гробы (сцены из детства в начале спектакля, сцена в тюрьме), клаустрофобия удваивается.

Таким образом, режиссер подчинил себе время и неодушевленные предметы.
А вот актеры, сыгравшие в предложенную режиссером игру с азартом, вглубь (от театра к жизни) не пошли. Не оказалось у них человеческих и актерских ресурсов. Оттого некоторые сцены, и «текстовые» и «двигательные», провисают и спектакль кажется затянутым. Текст песен не всегда внятен и поэтическая линия, задуманая как контрапункт сюжетной, не читается. Отлично сыграны, плотно наполнены игрой только три визита (к Манилову – первое самое эффектное «переодевание в женщину»; к Коробочке – черные старухи, живописное развитие навязчивого образа режиссера; и к Ноздреву – мальчики-собаки). Во время сцен у Собакевича и у Плюшкина "огонь" гаснет, а во время визита Манилова в тюрьму гаснет уже буквально.
Tags: "Не так ли и ты Русь", К.С., театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…