Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Русская партия (защита Еремина).

*
"ЦАРСТВО ОТЦА И СЫНА", Ю.Еремин, ТЕАТР им.МОССОВЕТА, 2010г. (6)

Есть такое понятие в шахматах – «русская партия (защита Петрова)». Постановка Еремина по-шахматному схематична, однако в театральной игре на темы отечественной истории он играет на поражение.
Русская партия (защита Еремина) это «черные начинают и проигрывают, белые начинают и проигрывают». Режиссер очень наглядно (в рамках собственной умозрительной схемы) доказал, что государство в России существовать не может.

Из исторической трилогии Толстого о трех царствах (три шага к обрыву – царство Ивана, царство Федора, царство Бориса) взяты две первые части, очень сильно сокращены и схематизированы.
Царство отца – черное, царство сына – белое. Царь Иван – инфернальный кровопийца (думает не о государстве, а о злодействе), царь Федор – забавный придурок (кот Леопольд, выпускающий когти только когда покушаются на «любимую кошку»).
Сначала отец истребляет государство, потом сын его распускает, и тут же «олигарх» Шуйский и «силовик» Годунов начинают разрывать государство и манипулировать государем. Куда ни кинь везде клин и конец один. Первая часть заканчивается смертью царя, вторая часть заканчивается смертью царя.
После чего совсем короткое режиссерское послесловие подводит итог спектаклю – картинка, хоровая сцена, ряды бояр, одни согбенные туловища, то ли им головы отрубили, то ли они их втянули в шубы и спрятали в рабском поклоне.

Шахматная доска и шахматные фигуры.

Радикальное упрощение очень благотворно сказалось на зрелищной стороне постановки. Картинка - редко достижимое в театре совершенство. Глаза (и уши) непрерывно восхищаются игрой света , точными цветовыми и звуковыми образами – задник с видеопроекцией, конструктивистская декорация с полукруглыми арками-сводами, условные исторические костюмы, живописный облик и движение персонажей и хора.

А вот на актерских работах сокращение исходного материала сказалось не лучшим образам. Яцко (Иван), Сухоруков (Федор) и Яременко (Борис) ограничились внешним попаданием. Шахматные фигуры даже выполненные искусно, так и остаются условными «деревянными» фигурами. А не полнокровными, противоречивыми живыми людьми (тем более государственными деятелями).

И еще больше пострадала от сокращений идейная сторона, вместо обьемной исторической картины с вертикалью самодержавной власти (от Бога), вертикалью исторической преемственности (от Рюрика) - плоская шахматная доска, напрочь лишенная вертикального измерения.
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments