Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Larghetto.

*
«ВАРШАВСКАЯ МЕЛОДИЯ», С.Голомазов, ТЕАТР на МАЛОЙ БРОННОЙ, Москва, 2009 г. (8)

Когда смотрел в театре, не обратил внимания, а вчера в телеверсии заметил (услышал) – как щелкают кнопки на дамских кожаных перчатках (у Гели в варшавской сцене). Эффект прустовского печенья «Мадлен» - включается память, в данном случае даже не личная (не жил я в то время, а если бы и жил, то не носил женских перчаток :), память генетическая, и она сразу подключает все органы чувств: в глазах - блеск лакированной кнопки, в ушах - звук щелчка, осязательные и обонятельные ощущения – фактура тонкой кожи и ее запах.
Вход в прошлое, в чужую жизнь через частное, а не через общее (не через вырезку из газеты с Постановлением или пожелтевший документ из архива). Малая история, история предметов одежды ничуть не менее интересна, чем история государств. Здесь сосредоточились именно на частной истории. История любви, а не иллюстрация к учебнику Большой истории (если вспомнить концерт Шопена – не пышное, многозвучное Maestoso первой части, а вторая часть – Larghetto, интроспекция, немыслимо тонкие подробности движений души). Исторические обобщения остались на периферии спектакля, глобальные темы «железного занавеса», «Россия и Европа» (движение Большой Истории было показано в «Варшавской мелодии» в МДТ, а на Малой Бронной и сценография уводит в микрокосм – струны души). Пьеса написана не про Польшу, а про СССР (Польша - условная, идеализированная). А перенос взгляда с общего на частное уравновесил персонажей - история двоих, и у полячки и у русского своя драма.

Актерский дуэт в театре выглядел более равновесным и гармоничным, прежде всего хорошая пара, а потом уже успех исполнителей по отдельности.
На крупных телевизионных планах больше выиграла Хелена (Юлия Пересильд), заметнее развитие образа, перемены манер, облика, прически, одежды, а у Виктора (Даниил Страхов) были лишние и неточные детали (шапка ушанка только что со склада, завязки торчат нелепо, а во второй части слишком сильный грим, губы накрашены).

Телеверсия очень грамотно обрамлена съемками зала, подчеркнута роль зрительного зала театра на Малой Бронной, который в начале спектакля "играет роль" Большого зала консерватории (и вводит зрителя в место действия), а в финале играет роль зрительного зала театра Эстрады (и помогает представить финал истории более наглядно, визуально, пространственно, он сидит среди зрителей, один из нас, она – на сцене, уже не человек – статуя, в коконе-платье, в гриме и парике, закрытая до неузнаваемости и одинокая). Движение створок занавеса ставит точку, окончательно отрезает героев друг от друга.
Tags: Голомазов, Польша, театр
Subscribe

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…