Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Осень Дон Жуана.

.
Вторая часть постановки Чернякова (про первую здесь - http://lev-semerkin.livejournal.com/343788.html ) о Дон Жуане, который катится по наклонной.
И не «Дон Жуан» он уже – проводит время не с женщиной, а с бутылкой.

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.


После неудачной попытки «возродиться к новой жизни» с помощью новой любви (к Церлине), Жуан ушел в запой.
В первой же сцене он отдает свое шикарное пальто Лепорелло. И как раз кстати явившуюся Эльвиру (с новой порцией любви и упреков) тоже передает Лепорелло из рук в руки (вспомнил о его влечении, открывшемся во время сеанса «освобождения»).
И тут же прогоняет парочку, чтобы, оставшись в одиночестве, спеть проникновенную серенаду воображаемой женщине – из мечты, из прошлого (Эльвире-невесте) или какой-нибудь нездешней Айседоре:

И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою.


За этим занятием его и застает Мазетто с компанией дружков и слуг. Но даже в таком запойном состоянии Жуан легко справляется с Мазетто:

Был он изящен,
К тому ж поэт,
с большой,
и ухватистой силою


«Изящества» больше нет (сняв пальто Жуан остается в неопрятной растянутой майке), но сила осталась – одно рукопожатие и Мазетто сдулся (воспитан в иерархии и сразу понял свое место и кто здесь альфа-самец), и вдобавок получил по морде рукояткой пистолета.

А пальто Дон Жуана продолжает жить своей жизнью и оказывается никому не в пору. Из Лепорелло никогда не вырастет Дон Жуан, как из Епиходова Лопахин (Кайле Кетельсен в роли Лепорелло напоминает молодого Сергея Филиппова в роли конторщика Епиходова, деревянная характерная внешность и очень твердый вокал).
В конце концов Лепорелло покидает (кидает) друга и становится в ряды преследователей.
Жуану время от времени мерещится «черный человек» - призрак умершего Командора (может быть, это напоминают о себе «законы стаи», он убил вождя – значит сам должен занять его место во главе стола, остепениться, но именно этого ему совсем не хочется).

На этом компания и сыграла, как-то лунной ночью наняла актера и разыграла мизансцену семейного застолья

Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные Каменный всадник
Сеет копытливый стук.
Вот опять этот черный
На кресло мое За стол садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.

"Слушай, слушай! -
Хрипит он, смотря мне в лицо,
Сам все ближе
И ближе клонится. -
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей.


Снова все собрались за столом (повторилась мизансцена, которая открывала спектакль) и «она» - Эльвира рядом

Ах, положим, ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще
Напоенному дремой мирику?
Может, с толстыми ляжками
Тайно придет "она",
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?

"Черный человек!
Ты прескверный гость.
Это слава давно
Про тебя разносится".
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу...


Беднягу довели до очередного сердечного приступа и оставили валяться на полу, скрюченным в позе зародыша. А сами ушли в свой «напоенный дремой мирик».

Во втором действии меньше режиссуры, оно уже не порезано на эпизоды падающим занавесом с титрами ("прошло x дней") и нарочито затянутыми оркестровыми паузами.
Развитие образа главного героя закончилось на серенаде.
Многообещающий (засчет драматургической новизны и прекрасных актерских и вокальных данных исполнителей) роман Лепорелло и Эльвиры развития не получил.
Непонятно, что происходит и у двух брачующихся пар (Анна и Оттавио, Церлина и Мазетто).

Главный герой погружается в себя, остальные сливаются в хор. А постановка режиссера понемногу отслаивается от оперы, как приклеенный ус зиц-Командора.
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…