Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

"ПЛЕННЫЙ ДУХ"

"ПЛЕННЫЙ ДУХ", С.Арцибашев, ТЕАТР НА ПОКРОВКЕ, Москва, 1992г. (7)

Казалось бы "умеренность и аккуратность" не те качества, которыми должен обладать спектакль о Цветаевой, тем более после поэтических спектаклей Таганки (любимовских и Федры Виктюка). Этот поставлен, будто опыта таганки не было. Вместо яркой даже экстравагантной театральности, здесь сдержанная комнатная манера - однако несуетные прямые ходы тоже привели к успеху.

В 1ом действии - фоновая музыка, добротный школьный монтаж, рассказ о жизни Цветаевой через ее отношения с поэтами (Волошин, Белый, Мандельштам, Пастернак + Сонечка). Сыграно профессионально - узнаваемая с первых минут Цветаева - рыжая, жесткая и прекрасная. Стародуб играет сдержанно, без эффектов и истерик, а видно что полярная и бескомпромиссная. Один полюс - Сонечка ( Гребенкина )- светлая, юная, легкая. Это ушедшая юность Цветаевой - непосредственность, свежесть чувств - истинная жизнь. И уже видно, что она не спрягается с окружающими, даже с вахтанговской студией. Второй полюс - смерть - рассказ о смерти матери, кладбище возле которого жила в Александрове (Мандельштам как Гамлет с черепом в руках), дефецитный гроб, который "достала" няня Сонечки, смерть Сонечки. Кончается первое действие - Стародуб одна на пустой темной сцене, луч света наискосок из полуоткрытой двери, читает "Уж сколько их упало в эту бездну".

2-е действие расставило акценты по другому. Оформление - щит с портретами поэтов - обрело иной смысл - не о Цветаевой, а о всей поэтической генерации серебряного века, прекрасных, талантливых и нелепых, смешных, попавших под колесо истории - большевики, эмиграция - и безжалостно сметенных с лица земли. Их судьбы рифмуются с ее судьбой и выявляется общая трагедия (настоящая - куда там благополучным совписам, потерявшимся в сегодняшнем времени). Вспоминается нелепый Мандельштам (Ненашев) с перевязанной головой, над которым смеется эмигрантский мемуарист, а главная рифма к Цветаевой - из 2-го действия - Андрей Белый. Чулков хорошо играет - сидит на полу за столом, потом ложится на пол - "в знак протеста". Ему бы режиссера со вкусом к эксцентрической манере (Арцибашев - прямой) и мог бы продолжить линию Гарина, Мартинсона, Ильинского.
Дух попал в плен не только "в тело", но и "в жизнь" (с очередями, дефицитом гробов и квартирными вопросами), "в историю" переворотившую устойчивую страну, в которой выросли эти причудливые цветы.

=====
ред. 21.12.04
Tags: театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments