Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

До свиданья ;)

*
«ПРАЗДНИК НА КЛАДБИЩЕ», А.Херманис, НОВЫЙ РИЖСКИЙ ТЕАТР, 2010г. (8)

Кладбищенским спектаклем режиссер с элегантным балтийским юмором попрощался с циклом латышских спектаклей- историй.
Закрыл тему. Поставил на ней крест (в ногах ;).

Актеры-музыканты сели полукругом и по очереди вспомнили забавные случаи, рассказали анекдоты. Зрителям показали фотографии. Документальный театр – ключ, который с такой легкостью подходит ко всем замкам, ко всем темам. От режиссера ничего и не требуется – обычный монтаж историй. Тем заметнее включение режиссуры, единственное – пустой стул. В память о музыканте, который отдал концы прямо во время выступления на кладбищенском празднике.

Что есть искусство? - праздник на кладбище.

В этой особой точке (разрыв в цепочке) «театр о жизни» вдруг перешел в «театр о театре», так было и в «Соне». Но там со злым сарказмом. А здесь – с легкой самоиронией.
Не так ли и театр сопровождает жизнь, аккомпанирует жизни, как музыканты сопровождают похоронный обряд?
Искусство сопровождает жизнь, отражает жизнь, оно же и провожает жизнь в последний путь, всегда оставаясь в стороне, по ту сторону. Так и фотограф «работает», когда остальные «живут» – прощаются или навещают своих родственников. Он обречен всегда оставаться по ту сторону обьектива и потому обьективен. Невовлеченность дает дистанцию, прекрасную возможность взглянуть со стороны, подметить, отнестись с юмором. И вместе с тем показывает ненужность, без искусства можно обойтись, сэкономить – можно не приглашать профессионального фотографа, а нащелкать самому. А вместо живого духового оркестра включить запись или пригласить одного музыканта с синтезатором. Вместо живых цветов принести пластмассовые. То есть искусственные (еще одна ироническая рифма).

Такие спектакли особенно интересны тем, что познавательны. Феноменологическая ценность, путешествие в другую культуру. В данном случае своеобразное сочетание дохристианского, языческого культа предков, с христианством (и в лютеранском и в католическом варианте) и пост-христианским-атеистическим-советским.
Своё-лютеранское утверждается через свое-иное католическое (забавная инсценировка анекдота, почему протестанты ставят крест в ногах покойника, а католики - в голове).
Своё латышское утверждается через свое-иное русское (самый неизгладимый след оставил русский язык, особенно самый русский, то есть русский мат). А также через других соседей – евреев (еврейский анекдот про жен) и немцев. С немецкого спектакль начинается, немецким заканчивается. Рассказ о латышской традиции проводить кладбищенские праздники взят в скобки. Открывающая скобка – рассказ о центральном кладбище в Вене (спектакль – ко-продукция с Венским фестивалем). Закрывающая скобка – командировка в Мексику, далекое чужое-иное с еще более своеобразным отношением к смерти и культом предков.
А в финале - смайлик, обращение к зрителям и участникам "праздника на кладбище", - полустертая надпись на могильном камне "auf wiedersehen".
Tags: Херманис, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments