Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Два сердца.

.
Посмотрел второй раз «Идиота» Некрошюса. На премьеру откликался здесь - http://lev-semerkin.livejournal.com/258485.html , тогда не досмотрел четвертое действие. Теперь посмотрел все (спасибо организаторам фестиваля за удобное время начала) и продолжу.

Геометрическая схема спектакля – перекресток. В центре – Мышкин, главный герой, маленькая, чистая, светлая точка. Или, можно сказать, возвышенная душа человека (дух). Такой образ «светлой точки» предъявляет зрителю сам главный герой в финале 3-го действия. Мышкин поднимает высоко над головой корзинку с листами бумаги (письмами), встряхивает ее и белые листы порхают как голуби.
Тем самым в центре сцены утверждается вертикальная ось, совсем как в «Гамлете», когда главный герой забирался на стол и становился под ледяную люстру. Да и одет Мышкин в такую же белую рубаху, как Гамлет; и актер Цюнис также юн, как Мамонтов на премьере в 1997 году.

Но это еще не финал. В четвертом действии зрителю предъявляют и иной, противоположный по знаку образ «души» - бездонного омута. Настасья Филипповна выносит большое овальное зеркало. Зеркало укрепляют на длинной нити и оно раскачивается по кругу как маятник (душа мается), пока Рогожин не обрежет нить ножом.
Реквизит не портят, актер играющий Рогожина только изображает надрез, а актриса уносит зеркало и кладет в кроватку-колыбель, за могильную оградку. Это последняя третья смерть в спектакле, в первом действии умирал Рогожин-старший, в начале четвертого – Иволгин-старший (в романе есть и четвертая смерть, но из спектакля она исключена вместе с «нигилистами»).

Четыре стороны перекрестка наглядно представлены в виде квартета главных героев. Мышкин, Рогожин, Настасья Филипповна и Аглая встречаются за одним столом, забираются на четыре угла (Рогожин и Н.Ф. еще и кувыркаются, Мышкин и Аглая только говорят). Тем самым и фирменная «диалогичность» Достоевского доведена до предела - диалог удвоен.

Диалог – тема третьего «почтового» действия спектакля. На сцене перед двумя створками двери ставят еще и два столба, а на столбах два дятла (почтовых молоточка, которыми штемпель ставят), дятлы перестукиваются, обмен письмами – через почтовый ящик-дупло. Метафоры Некрошюса – деревенские. Стук дятлов рифмуется со стуком сердец.

В финале на сцене остаются два сердца, квартет сводится к диалогу, женские углы перекрестка устраняются (Аглая ушла, Н.Ф. убита), дятлы-молоточки перелетели на косяки двери, слева и справа, Мышкин (в белой рубахе) и Рогожин (в черной рубахе) сидят вдвоем у закрытой двери, сердца зажатые в кулаках бьются синхронно, как одно, словно ключ в замке поворачивается.

=======
отклик с обсуждением - http://lanolina-goro.livejournal.com/334578.html
Tags: театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…