Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Аллегретто синкопо.

*
«ПРОЩАЙ ТЫ, ТЫ, ТЫ…», Г.Яновская, ТЮЗ, Москва, 2010г. (9)

Название спектакля мне сразу понравилось. В нем есть биение, нерв, пульс, драматический ритм.
Подразумевается какой-то очень прихотливый ритмический рисунок и сильная мелодическая линия, а какая именно, стало ясно на спектакле - бетховенская тема (аллегретто из 7-й симфонии) в исполнении джазового трио (ф-но, контрабас, ударные).

Музыка звучит постоянно и задает не только синкопированный ритм, но и стиль постановки. Большая сложная пьеса исполнена свободно, легко, весело, отвязно. С пропусками подробностей, с клоунскими импровизациями, но верно по основной теме.

Пьеса называется "Холодно и горячо, или идея господина Дома", ее ставили в Мастерской Фоменко в ГИТИСе, и там ее исполнили подробно, "симфоническим оркестром" (пусть и студенческим).
Джазовый синкопированный вариант Яновской оказался не менее убедителен, чем "симфонический".

Сюжетная линия как пульс больного лихорадкой, то появляется и скачет, то пропадает, второстепенные персонажи упрощены и «отправлены петь в хор», особенно это касается мужчин (вернее будет сказать «мужчинок»). Даже главному любовнику Одилону не дали развернуться, выйти из хора вперед и солировать в финале, когда именно он совершает действие.

Но из-за чего же тогда весь этот джаз? К кому же тогда вся эта любовь, ревность, измена, верность? Точно не к этим «мужчинкам-клоунам», если страсть подлинная, то уж не до шуток.
Быть может обьект страсти сам господин Дома, фигура загадочная, в пьесе о нем только говорят?
Здесь он появляется на сцене, сначала выносят труп на носилках и "весело" спускают по лестнице, а в финале гсоподина Дома выносят "анфас", усатый дядька-кросавчег (то есть и он подан всё в том же ироническом ключе).

Любовь к любви, любовь как таковая, сама-по-себе, замкнутая на себя, утонувшая в собственном темном душевном омуте (женская пьеса, женский вариант знаменитого «Великодушного рогоносца», феминистическая постановка Яновской это качество усиливает).
А вовне любовь изливается на кого попало, хоть даже на служанку и на любовницу мужа, которых главная героиня то и дело целует взасос.

Виктория Верберг врезалась в память истеричкой Саррой в «Иванов и другие», но уже много лет прошло, выросла, расцвела и теперь она дама, истерических эпизодов в роли немного и они по большей части сыграны точно, а в остальном - женщина-вамп, в голосе сильнейшая вибрация женственности, напоминающая Ольгу Яковлеву (пьеса эфросовская, не знаю почему Анатолий Васильевич не поставил ее на Бронной с Яковлевой в роли Леоны, ставил со студентами ГИТИСа в 1981 году, а Верберг училась на следующем курсе Эфроса).

Наталья Мотева в роли служанки зажигает спектакль с противоположного, "клоунского конца", корифей комического хора.

К сожалению, на этот раз декорация Бархина только мешает игре. Не сработала идея парадоксального сочетания несочетаемого - парадного зала и заднего двора (хлев - животная изнанка, сено, бидоны, вилы, «тёлки и бычки»). Сцена перегружена и замусорена (зачем-то еще и грязные потеки на стенах). В ТЮЗе это постоянно бывает («Вкус меда»), а в последнее время и на другие сцены распространилось (с легкой руки Бутусова - «Иванов», «Мера за меру») и превратилось в общее место.
Впрочем, для игры декорация удобна, хорошо просвечивается боковым светом, снабжена большим количеством дверей, окон, переходов и все они обжиты актерами (есть откуда выглядывать и выпрыгивать).

Костер горит прекрасно, а лишний дым, который дает мусор, сносит порывами музыкального ветра.
=======


Дополнение.

Для любителей театральной археологии достал из архива программку и отклик на постановку пьесы Кроммелинка в Мастерской Фоменко в ГИТИСе.

«ХОЛОДНО И ГОРЯЧО», Е.Невежина, ГИТИС, Мастерская Фоменко, 1997г. (10)

пьеса в трех действиях
(спектакль шел четыре часа, в ТЮЗе сократили и играют в двух действиях)

Леона - Инга Оболдина

Леона была свежа как роза. Роскошная, яркая, благоухающая женщина. Первое появление (прямо из ванны в чем-то оранжевом) производило значительно более сильное впечатление, чем в новой постановке. И драматический напор был у нее более органичным, ей не требовалось брыкаться ногами во все стороны, как это делает Верберг.
Брыкается весьма эффектно, надо сказать, но все таки "джентльмены предпочитают блондинок" и я предпочту Оболдину, "роковой" брюнетке (радикальный парик) Верберг.

Аликс - Полина Агуреева

Служанка вела действие. В контраст с хозяйкой - маленькая, волосы заплетены и плотно уложены, мышка, но не "серая". Наоборот, заводная, востроносая, глазки-бусинки.
Она вылезала из-под стола ("фоменки" играли в аудитории, декораций не было), начинала каждое из трех действий, "смущалась", играла с публикой.
В постановке Яновской играют с звукооператором.

Фели - Наталья Благих

Другая красота, более спокойная, светлая, но не акварельная. Акварель в такой яркой постановке потерялась бы. У Фели был эффектный резкий грим.

Ида - Ольга Левитина

Персонаж ярко комический. Стерва. Расчесанная во все стороны прическа. Выходила с огромным фингалом и потом - актерский этюд - читала одим глазом.

Одилон - Андрей Щенников

Молодая свежая энергия. В этой постановке он играл ту же роль, что в фоменковском "Рогоносце" "культурист" Журман. Драмтическая развязка - поцелуй Одилона - и у него рот в помаде (так играл грим Фели).

Бельмас - Илья Любимов
Тьери - Павел Сборщиков
бургомистр - Михаил Крылов

Эти трое были на периферии, постановка Невежиной была тоже феминоцентричной, хотя и без карикатуры.

костюмы - Ирина Шишкина

музыка - Прийт Руттас
в спектакле звучит "Поэма" Э.Шоссона


в студенческой программке музыка БЫЛА указана (все б так делали). Исполнение было натуральное, симфоническое. В тон исполнению ролей.

Это был спектакль плотной симфонической ткани.
Когда продумана каждая фраза, каждая интонация, иногда даже каждое слово в фразе: скажет, пауза (один смысл), продолжит – смысл уезжает в сторону.
Tags: театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments