Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Над обрывом, по-над пропастью, по самому по краю…

*
«КРАЙ», А.Учитель, Россия, 2010г. (9)

Еще один фильм-песня о войне (Великой Отечественной) и песня вполне определенная, "песня Высоцкого".

Тут не кони, паровозы, но тоже очень привередливые.

Наколка времен культа личности.

В фильме есть и «банька» с женским грудями, есть и мужская грудь, есть «профиль Сталина», пусть отдельно от груди (бюст, заливаемый слезами народной любви – капает с прохудившейся крыши, железные листы с3,14здили). Есть «Маринка анфас» – даже две, русская и немка и разрешиться любовный многоугольник может только одним способом – выстрелом.

Фильм мужской, брутальный, Актеры мужики - Машков, Горбунов, Гармаш и даже присоединенный к СССР против воли прибалт Багдонас тоже мужик. Фильм-медведь, тотем, миф, эпос.

Процитирую прекрасный текст http://lost-post.livejournal.com/109834.html

это не «Утомленные солнцем-2», у Алексея Учителя эпический и мифологический замес неожиданно вышел гораздо гуще

согласен, Учитель с медведем на паровозе обогнал по той же военной колее и Михалкова и тем более Хотиненко с «Попом», вышло намного более внятно и более цельно (у Михалкова есть шанс отыграться в третьей части).

«Край» смотрится на одном дыхании. Отлито, не в бронзе, не в бетоне, в чугуне.

Не могу не отметить изобразительную мощь, платоновскую любовь к паровозам (любовь доходящая до одушевления). Заслонка паровозной топки, как метафора киномонтажа, необычайно выразительный обьект (как вентилятор в американском кино).

... а от тебя, Фишман, и подавно уйду.

И самое лучшее процитирую :

колобковость (в словаре московских концептуалистов – мифологическая фигура «ускользания»), еще более волшебная оттого, что кататься Игнат умеет только по рельсам.

Это +50, даже +75 (километров в час на спидометре, который Игнат «предьявляет», то есть по привычке бьет в морду :)

Колобок докатился до самого края ("дальше ехать некуда", сказано в фильме) и … покатился по краю, тем более, что «край» оказался «бескрайний» (что и показано в конце фильма – бескрайняя тайга с самолета и песня "там в краю далеком буду тебе женой"). Колобок выправил себе и жене новые документы и покатился дальше. То есть и от Софьи Власьевны ушел (от советской власти, материализованной в образе паровоза Фиш-М и гражданина-начальника Гармаша, тоже, кстати, контуженного на войне).

В одном принципиально не согласен

«Край» и «УС-2» – продукты распада советской мифологии. Уже не миф, а его результат его фатальной мутации. Только в случае Михалкова мутагенез происходил скорее в голове автора, а более отстраненный по отношению к материалу Учитель транслирует контузии исторического сознания.

это не мутация, а именно миф в первозданном виде
нисколько не изменившийся с первых послевоенных времен (времени действия фильма)

это константа, уже прошедшая проверку десятилетиями, сменами вождей и формаций.
АБСОЛЮТНО то же отношение к войне у пост-военного поколения (в песнях Высоцкого),
да и у военных поколений - в пьесе Леонова "Золотая карета" контуженный полковник приезжает в провинциальный городок, эти "контузии" сразу же начались.
Менялись, мутировали формы исторического сознания - с «советских» на «антисоветские», а контузии сохранялись. Контузии не мутируют, в них правда, блаженный видит правду непосредственно.

Тут опять соглашусь с цитированым текстом, там очень уместно возникают фамилии Луцика и Саморядова. Место действия общее - "Дикое поле" (здесь тайга в этой роли) где-то на краю.

=======

И напоследок о рекламной кампании вокруг выдвижения на оскар, кампания позорная преклонением перед заграницей.
Но с самим фактом выдвижения я согласен, если уж играть по этим правилам, то именно так. Хотите медведя – получите! Есть такой плакат у футбольных болельщиков – с когтистым медведем, вылезающим из-за бугра. Прежде чем делить шкуру издыхающего медведя – задумайтесь.

Какой-то государственный деятель 19-го века записал в дневнике
«Россия колеблется на краю пропасти», а потом подумал и прибавил «но ведь она уже тысячу лет в таком положении».

UPD. 27.09.10.

появился еще один хороший отклик - http://lanolina-goro.livejournal.com/332727.html

и еще один - http://www.kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=eaa6007b-dc38-4288-bb5e-43a033edd854&docsid=1499719

Поэтику фильма задает не барачный антураж, а само его название.

Край — он и есть край. Не реальное, а мифопоэтическое пространство. Хотя бы потому, что дальше края не сошлют, и потому бушует анархистская вольница поселенцев, и настоящий хозяин этих мест — не человек, пусть даже и майор, а медведь. Не тот, что — по поговорке — прокурор в тайге, а бессмертный до поры до времени зверь, своего рода тотем племен дикого Востока. Да и паровозы — не столько механизмы, сколько ревущие звери, соревнующиеся друг с другом в скорости.

UPD. 28.09.10.

еще отклик - http://yusev-alexei.livejournal.com/81219.html
Tags: кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments