Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Перезагрузка.

*
"МЕРА ЗА МЕРУ", Ю.Бутусов, ТЕАТР им.ВАХТАНГОВА, Москва, 2010г. (8)

Пьеса Шекспира - прекрасна. Философская сказка о власти и добродетели.
Напоминает сказки Гоции, вроде «Короля-оленя», недавно шедшего на этой сцене. Модель жизни, выполненная с помощью театральной игры. Условность возвышает, обощает драматический конфликт. И очищает от конкретики времени/места. Жаль только, что режиссер не поставил пьесу целиком. По большому счету он капитулировал перед шекспировской полнотой и «ампутировал» финал.

Протез, который сделал Бутусов, сам по себе очень хорош, это даже не протез, а пересадка кожи, хирург приделал к ампутированному месту часть тканей самого пациента, взятых из другого места. Получилось вполне жизнеспособная, но все-таки культя.

Режиссера занимала тема двойственности человека и он ее последовательно прочертил до логического конца. Тема здесь развернута значительно сложнее, чем дуализм Джекиль/Хайд. Главный герой даже не раздвоен, а рас-троен (герцог-заместитель-монах). И все три части причудливым парадоксальным образом отражаются одна в другой. И в третьей.

Завязка великолепна! Мудрый, уставший от власти, разочарованный политической текучкой властитель решается на перезагрузку, начинает игру на обострение, он КАК БЫ уходит в отставку (как это бывает в истории, самодержец обиделся и уехал в Александрову слободу, посадив на трон заместителя-преемнега-Симеона Бекбулатовича). Сам же, уйдя в сторону, наблюдает - что будет?, однако на позиции пассивного наблюдателя не выдерживает и дня, тут же начинает вмешиваться и рулить процессом из-за кулис. Самодержец, демиург, сверхчеловек дергает за ниточки, управляет. Тем подчеркивается надличностная природа власти. В пределе это ЗАКОН, который дан обществу откуда-то извне, и которому надо следовать слепо («дурной закон, но закон», «закон один для всех»). Отступишь от закона – возникает бардак и нестроение, последуешь закону – выйдет жестко и бесчеловечно. Власть призывают «войти в положение», «сделать исключение», «проявить человечность» – и властитель проявляет человечность, да так, что мало не покажется никому. Власть оказывается человечна, слишком человечна (и ничто человеческое ей не чуждо ;). Шекспир показывает крах гуманизма, неразрешимые антиномии человеческого общества.

А на противоположном полюсе персонаж цельный и предельно простой - Изабелла, которая тоже собирается бежать из замусоренного мира, но не КАК БЫ, а по настоящему, постричься в монахини. Однако, в последний момент мир ее вытягивает обратно (шекспировская завязка потом повторится в классических фильмах 60-х годов «Виридиана» и «Маркета Лазарова»), ее как песчинку бросают в шестеренки властного механизма, ей манипулируют как пушинкой (отличная находка режиссера). И вот об эту малость и простоту мир спотыкается, не выдерживает проверки цельностью (как в «Ромео и Джульетте» не выдерживает проверки цельностью любви, любовь оказывается несовместима с жизнью).

И "перезагрузка в режиме защиты от сбоев" не спасает. Сбой вопроизводится, в финале спектакля сюжет зацикливается.

Постановка - хороша. Серьезная, большая и красивая.
Черный фон, очищенное от мусора поле для игры, сцена как шахматная доска. Свет с колосников выхватывает фигуры и возводит декорации (вместо декораций церкви и тюрьмы - игра света). Магический замедленный пластический ритм подчеркивается музыкой Латенаса, которая контрастно взрывается рок-н-роллом и самбой.
Есть содержательные отсылки к прошлым работам Бутусова "Иванов", (замусоренность, исходный импульс) и "Калигула" (там тоже был властитель-игрок, но не такой сложный и взрослый, как в новом спектакле).

Очень сильная работа Епишева, актер взял очень серьезный барьер и вышел в "премьеры". А остальные участники спектакля (Крегжде, Бердинских, Бельдиян, Бичевин, Иванов, Косырев, Лопухов, Добронравов) составили ансамбль и уже воспринимаются как новое вахтанговское поколение, первое постсоветское.

UPD.
Финальный монолог герцога (перевод Осии Сороки, использованный Бутусовым)


Клавдио, немедля
Веди свою Джульетту под венец.

Будь счастлива, Марьяна. - Анджело,
Люби ее. Она чиста. Она
Мне исповедовалась, и я знаю.

- Спасибо вам за праведность, Эскал.

- Тебя, смотритель, я благодарю
И должность дам достойнее, чем эта. -
Ты, Анджело, уж не взыщи с него,
Что голову не ту тебе доставил:
Обман оправдан.

- К вам я, Изабелла,
Приду с поклоном, с вестию благой.
И если не побрезгаете мною,
То станем плотью мы навек одною.

- Теперь идемте во дворец, и там
Открою все, что должно ведать вам.


Последний 5-й акт пьесы в спектакле ампутирован полностью, осталось только обращение герцога к Изабелле.
Ампутация была не только следствием отказа от хэппиэнда, она помогла тому, чтобы роли герцога и наместника Анджело играл один актер, в финальном акте оба персонажа находятся на сцене одновременно.
Tags: Бутусов, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…