Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Светлая полоска в темноте

*
«ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ», С.Женовач, СТУДИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА, 2010г. (9)

Сочинено режиссером. Театральная форма новая, свежая, авторская, геометрически стройная.
Истинно режиссерское ноу-хау – сочинение спектакля без пьесы, без помощи драматургии, непосредственный перенос текста на сцену (хоть телефонной книги, хоть записных книжек).

Геометрическая стройность от ясности мысли и чувства пространства (художник Александр Боровский – автор пространства студии).
Горизонтальный отрезок – длинный стол, вытянутый вдоль рампы и хорошо освещенный, узкая светлая полоска между двумя темными безднами (жизнь по Набокову). Можно сказать, что играют «на рампе», в глубину сцены и в зал выходят редко.
И только в самом финале возникает (восстанавливается, как говорят математики) перпендикуляр. Появляется вертикальная ось, полноценная проза - рассказ студента вырастает из записных книжек, как из почвы. Это - вторая (финальная) метафора.
А начальная метафора – непрерывное застолье (где стол был явств – там гроб стоит, где гроб стоял – там стал стол явств). Юбилей, поминки, свадьба. Обрывки застольных разговоров. События, сценки перетекают одно в другое. Мещане, актеры, русское интеллигентное общество – социальные границы также размыты, да и временнЫе размыты. Узнаваемые картинки: советское застолье, когда развязываются языки и начинается "разговор за жизнь", или «менеджеры на корпоративе» – посидели – отодвинули стулья, вышли потанцевать - снова вернулись за стол - пошли в фойе есть мороженое (антракт). Хаотичное движение вдоль стола – туда, сюда (ушли гости, из подсобки вышли официанты). Копошение на пятачке, теснота («вокруг целый мир, а люди теснятся на пятачке»), потом пустота, кто-то остается один за столом, когда все ушли танцевать. Одиночество в компании коллег, одиночество в браке («если боишься одиночества – не женись»).

Чехов даже не пёстрых рассказов, а пёстрых реплик. Любимый многими «горизонтальный писатель», внимательный, насмешливый, подмечающий мелочи обыденности. Словно это не он написал «или знать зачем живешь, или все трын-трава».
Но из трын-травы, стелющейся низко по земле, вдруг вырастает нечто высокое, связное, содержательное. Из записных книжек вырастает литература (собственно за этим и нужны записные книжки). Так из чтения по ролям вырастает театр, из людей – общество, из хаотичного движения мельчайших, как попало заряженных частиц – электрический ток. И светится огонек, как эстафета, от евангельского Петра к чеховскому студенту и его собеседницам холодной ночью у костра, к современному режиссеру и его зрителям, которые смотрят на полоску рампы в темноте, как на огонь костра.

Дело даже не в словах из записных книжек, картинка завораживает, можно наблюдать жизнь пчелиного улья даже не зная о чем они жужжат.

UPD.
Вот пример "горизонтального Чехова" (глазами Гроссмана, которого цитирует Гардиан в юбилейной статье)

лучше всего суть его творчества подытожил Василий Гроссман: «Чехов сказал: пусть Бог посторонится, пусть посторонятся так называемые великие прогрессивные идеи, начнем с человека, будем добры, внимательны к человеку, кто бы он ни был, - архиерей, мужик, фабрикант-миллионщик, сахалинский каторжник, лакей из ресторана; начнем с того, что будем уважать, жалеть, любить человека, без этого ничего у нас не пойдет». Это было верно тогда. Это верно и сегодня.

цитату взял из додинского сообщества http://community.livejournal.com/mdt_opentheatre/85145.html

А у Женовача из додинского "Дяди Вани" дождь в начале второго действия, вертикальное движение декорации в финале.
И Мириам Сехон в роли актрисы, звезды этой застольной компании, похожая на Ксению Раппопорт (Елену Андреевну в додинском спектакле). Текста не так много, как в роли Елены Андреевны, но зато Мириам Сехон поёт два романса. Очень хорошо поет, в голос.
Сходство двух спектаклей (скорее всего случайное) только подчеркивает, какой разный у Додина и Женовача Чехов.

=======

UPD: Отклик с обсуждением - http://skaska-skazok.livejournal.com/29965.html

UPD 31.10.2016. Во второй раз посмотрел - http://lev-semerkin.livejournal.com/698381.html
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments