Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

На ткацкой фабрике.

"ПОСЛЕДНЯЯ ЖЕРТВА", Ю. Еремин, МХАТ им. Чехова, Москва. (8)

Кастинг.
Поначалу у меня не было особых надежд на успех этой премьеры. Показалось, что распределение ролей (Зудина-Тугина, Табаков-Прибытков, Колесников-Дульчин) продиктовано не творческими, а конъюнктурными соображениями. Однако рассказы иформированных театралов про Героя Капиталистического Труда вызвали к решению роли Прибыткова большой интерес. А как только раскрыл программку и увидел, что роль Дульчина играет не "возрастной" Колесников, а студент школы-студии МХАТ, сразу возникло предчувствие, что спектакль мне понравится - так и вышло.

На ткацкой фабрике.
Юрий Еремин и Валерий Фомин придумали замечательное пространственное решение спектакля (следить за поведением такой декорации - настоящее удовольствие для театрала). Справа - большое "окно" - киноэкран (в спектакле кино очень эффектно внедряется в театр). Слева - плоские декорации висят рядами как полотнища ткани на ткацкой фабрике. Полотнища постепенно поднимаются одно за другим, к концу первой части обнажая огромное пространство цеха (фойе ресторана, где встречаются герои, где возникают и исчезают состояния, где невесты охотятся за женихами, а женихи за невестами). На ткацкой фабрике ткут человеческие судьбы. Ресторан - это один из цехов, механизмы станков слегка замаскированы разноцветными лампочками иллюминации. А хозяин фабрики - тот самый Герой Капиталистического Труда. Он держит в своих руках нити судьбы, плетет интригу и добивается своего (с помощью знатной ткачихи Глафиры Фирсовны - в очень колоритном исполнении Ольги Барнет).

Поцелуй музы.
Уже второй раз замечаю во МХАТе, руководимом О.П.Табаковым, интересный театральный феномен - "поцелуй музы". Актриса с дальней периферии труппы вдруг выстреливает и начинает выдавать роли одна лучше другой. Первый случай - поцелованная музой М. Брусникина (она не только родилась как режиссер - поставила уже 3 спектакля, но и как актриса засверкала). Второй - Ольга Барнет. Меньше чем за год сделала три яркие и совершенно разные актерские работы (в "Копенгагене", "Учителе словесности" и теперь в "Последней жертве"). В статье в "Известиях" критик М.Давыдова очень точно выделила игру Барнет и написала о рождении новой характерной звезды. Я бы только сделал одну поправку - звезда родилась чуть раньше, в спектакле "Учитель словесности". Там у Барнет были остросатирические краски, а в роли Глафиры Фирсовны (нелепой, грузной, обаятельной, любопытной тетушки) она развивает комедийные традиции Богдановой-Чесноковой и Раневской.

Холодное сердце.
Спектакль получился очень зрительским, прекрасно смотрится и принимается залом. Если условно разделить постановки пьес Островского на "глупые" (невсерьез, с куплетами и преувеличенными этнографическими красками) и "умные" (вскрывающие подлинную глубину и неоднозначность человеческих отношений), то постановка Еремина окажется посередине. Режиссер сдвинул время действия из более архаичных, "чистосердечных" времен Островского в начало 20-го века, во время холодных страстей, немых фильм Веры Холодной. Этот условный ход задаёт более отстраненный взгляд на историю. Драма Юлии Павловны не вызывает настоящего сочувствия. Для полноценного воплощения подобных образов Островского нужно "горячее сердце", у актрисы Зудиной сердце "холодное", но в решение Еремина она вписалась отлично. Максим Матвеев с внешность рокового красавца из синематографа тоже в этом спектакле на месте, хотя в драму Дульчина молодой артист не углубился, ограничившись внешним рисунком. В антракте один проницательный театрал предложил на роль Дульчина Анатолия Белого. Это было бы блестящее решение! Вот Белый смог бы сыграть сочетание "холода тайного" и "пожара в крови", но руководство театра видимо не хотело отвлекать внимание зрителя от главной пары.

Мороз-воевода.
Тема "холода" имеет в спектакле и другое проявление. Время действия - зима, поставленная очень зрелищно, даже роскошно. Снегопад, меховые шубы и шапки. И соответственно обряд отряхивания и скидывания тяжелых шуб на руки лакеев. В таком антураже Фрол Федулыч предстает Дедом Морозом, обходящим свои владения в поисках Снегурочки. В том, что поиски увенчаются успехом и избранная им кандидатка сделает правильный выбор никто из зрителей не сомневается с самого начала.

Галерея.
Среди многочисленных достоинств режиссуры Еремина - внимание к внешнему рисунку ролей. Для многих героев найден яркий, запоминающийся внешний облик, напоминающий иллюстрации к старым книгам: "курица с хохолком" Глафира Фирсовна, толстомордый и сальный Салай Салтаныч, лупоглазая Пивокурова, нескладный Лука, бледный брюнет Вадим, благородно-седовласый Фрол Федулыч и изящная Юлия Павловна. При этом с шаржированной внешностью сочетается полноценный драматический психологический рисунок главных ролей, наиболее полнокровно играет Сам. Художники постарались и портрет владельца галереи получился очень выгодный - парадный портрет настоящего рачительного хозяина. Не вписываются на мой взгляд в эту галерею только Лавр Мироныч (Хлевинский слишком тяжеловесен) и Ирина Лавровна (Юрская местами играет антрепризно, местами копирует манеру Теняковой, правда главную сцену - объяснение с Вадимом "я наделся, что Вы богаты - а я надеялась, что Вы" - сыграла хорошо).
А одно из главных украшений галереи - театральная живая картина "Глафира Фирсовна, Лавр Мироныч, Ирина Лавровна и Фрол Федулыч рассматривают произведение современной живописи".
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments