Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

СТРАНА ЛЮБВИ

"СТРАНА ЛЮБВИ", К.Райкин, "САТИРИКОН", Москва, 2004г. (10)

Три главных героя.

Из чего сделан спектакль - из студенческих приколов (крутят ухо у певца, чтобы увеличить громкость) и учебных упражнений (изобразить "два мешка", "птиц", "купание в реке"). Константин Райкин развивает ноу-хау Марины Брусникиной. Она придумала сделать спектакль из уроков сцен.речи, он делает спектакль из процесса учебы. Главный герой - ТЕАТРАЛЬНАЯ ШКОЛА. Превращение "ребят из соседнего двора" в актеров.

Студенты-первокурсники приходят в аудиторию. Обстановка самая обыкновенная - два ряда кресел под полиэтиленовой пленкой, пылесос, вешалки с костюмами. И необыкновенное желание ИГРАТЬ - элементарное, природное, детское желание играть - в футбол воображаемым мячом, в снежки воображаемым снегом. С этого начинается спектакль и за три часа студенты превращаются в профессиональных актеров, работающих слаженно, с блеском мастерства, владения телом и голосом, владения залом. Из массовки постепенно выделяются роли - сначала несмело и немного невсерьез (первый монолог Весны - студентка читает перед своими товарищами, Мороз снимает шапку - под ней молодое лицо), финал же Снегурочка и Мизгирь играют страстно, впрямую и всерьез.

Второй главный герой - СИЛА ВООБРАЖЕНИЯ. В программке Райкин говорит о контрасте между урбанистической средой спектакля и природой - местом действия пьесы Островского "Снегурочка". Чем больше контраст, тем больше простор для воображения, для игры "от противного". К этому можно добавить и контраст между времени действия пьесы (языческим) и подчеркнуто современными актерами. Чем больше внешний контраст, тем яснее выражается то, что объединяет доисторических "берендеев" и выпускников Школы-студии МХАТ 2005 года. Это третий главный герой - языческая энергия, МОЛОДАЯ энергия, ЭНЕРГИЯ ЛЮБВИ.

Образцы.

"Добрый человек" / "Кордебалет" / Райкин / Неелова / Вдовина / "Владимир III степени"

В спектакле многое и многие что-то и кого-то напоминают из "знаменитых" и в этом нет ничего плохого, учиться надо на лучших образцах. Говорят, что есть копирование и нет индивидуальности, но ведь то же самое говорили про молодой Современник и молодую Таганку - "команда есть, но все на одно лицо", а в результате получилось множество знаменитых актеров и все разные.
Один из великих образцов студенческого спектакля, которому следует "Страна любви" - "Добрый человек из Сезуана". Обыденное оформление (там - стулья и столы, листы бумаги, здесь - кресла, листы полиэтилена, пластиковые трубки) идеальное поле для фантазии.
У финала другой (совершенно противоположный) образец - мюзикл "Кордебалет" (танец в линию, золотые костюмы "берендеев" и "берендеек" - это их позолотило Солнце-Ярило, так кажется они поют).
Райкин развивает собственные режиссерские приемы (как и в "Ромео и Джульетте" строит из актеров скульптурные мизансцены, как и в «Доходном месте» здесь изобретательно танцуют на креслах), но от многого демонстративно отказывается, например от раннесатириконовского моторного стиля игры. В нелюбимых мной спектаклях Горбаня и любимых "Кьоджинских перепалках" текст выстреливали на бегу, так быстро, что смысл ускользал и от зрителей и от актеров. Здесь сложный текст (и проза и стихи) звучит внятно и осмысленно.
Образцы актерской игры взяты из актерского опыта Райкина - мужские монологи сделаны явно с его показа. А для образа Снегурочки он использовал краски своих лучших партнерш - Нееловой (вначале Снегурочка - гадкий утенок, похожа на героиню "Спешите делать добро") и Вдовиной (на нее похожа Снегурочка -красавица в последних сценах).

Закончить спектакль счастливым хором "все вместе" - безошибочный ход, именно такая картинка должна остаться в памяти - коллективная фотография выпускного курса (вспомнилось, как фоменки в спектакле "Владимир III степени" тихо пели "Однозвучно звенит колокольчик", сидя в ряд на лавочке и болтая ногами). Такой финал - вполне предсказуемое решение, а вот в финале первого действия проявилась настоящая нетривиальная режиссура, все неожиданно помертвело и возникло предчувствие драматической развязки, приоткрылась другая сторона пьесы и другая сторона жизни. Только на минутку, но это мгновение дорогого стоит.

=====
ред 11.10.04
Tags: театр
Subscribe

  • Чик Кориа (1941-2021)

    . Его частная жизнь была предельно закрытой, непубличной. Его уход - завершение частной жизни, об этом сообщили только через два дня на странице в…

  • Страсти малой формы

    . «СТРАСТИ ПО ИОАННУ», Э.Пэррот, Taverner Choir, Consort & Players, Англия. 25.09.2018г. (8) Протестировал новый концертный зал Зарядье. Здание…

  • Музыка для театра (и кино)

    * Сегодня Роберту Планту исполнилось 70. Вспомнил знаменитые театральные спектакли, в которых звучит его голос. «Обратная сторона Луны» (Робер…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments