Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

"Окна РОСТА" наоборот.

"СЕМЕРО СВЯТЫХ ИЗ ДЕРЕВНИ БРЮХО", В.Мирзоев, ТЕАТР им.СТАНИСЛАВСКОГО, Москва, 2003г. (8)


С содержательной точки зрения пьеса Л.Улицкой - это плакат. Однозначностью напоминает искусство революционных лет, только полюса поменялись местами. Светлый полюс ("красный" - комиссары, красноармейцы) стал темным, а темный (попы, юродивые) - светлым. Два действия разведены по полюсам. Первое ведет "блаженная" Дуся (О.Лапшина), второе - комиссар Рогов (А Самойленко). Противоположные по содержанию образы очень близки по форме, решены в одном театральном стиле (что еще больше подчеркивает антагонизм). Оба актера играют очень ярко театрально, но и оба персонажа "театральны". И Дуся и комиссар создают каждый свой театр - театр одного актера и одного режиссера, окружающие - статисты и зрители. Дуся лихо управляет своими домочадцами, постоянно играет с куклами и ведет себя очень демонстративно - "просветленная" и вместе с тем "вздорная", то капризничает как ребенок, то замирает и прислушивается к внутреннему голосу (напоминает Яковлеву в роли Лизы Хохлаковой). Самойленко-Рогов играет наслаждение властью над людьми - сильных уничтожает, слабых - унижает, и то и другое делает подчеркнуто театрально и демонстративно. Команда Дуси - это ее послушницы, команда Рогова - два красноармейца. Среди послушниц выделяется "Маня Горелая", но актер слишком явно копирует Максима Суханова - это не есть хорошо. Красноармейцы сыграны намного интереснее. Режиссер им много чего напридумывал и актеры Синюков и Богданов все это замечательно отыгрывают, создают свой спектакль в спектакле. А между полюсами располагается "народ" - младший брат Рогова, дезертир (очень трогательный молодой актер Е.Самарин), местный учитель (спившийся ) и его соседка (гулящая). Комиссар их легко использует для расправы над "поповщиной", впрочем пользоваться победой он будет недолго - Дуся предсказала ему "дырку в голове", значит так и будет - расстреляют свои.
Вообще-то мне не нравится примитивно-плакатный взгляд Улицкой на историю. Она написала политическую аллегорию, к тому же остается ощущение что конфликт "Святой Руси" и "товарищей" для нее несколько умозрителен.
Однако В.Мирзоев нашел к пьесе другой ключ - перевел конфликт в еще больше условный обобщенный план. Его интересует не политическая и не историческая сторона пьесы. Столкновение комиссара и блаженной это столкновение рационального и иррационального начала, прогресса и традиции, материального телесного (баня с девками, самогонка, страх смерти - вот на чем стоит власть комиссара) и идеального. При этом в конкретно-исторический момент побеждает "материальное", но в исторической перспективе его власть недолговечна (учитель напоминает комиссару о судьбе Римской империи, а зрители вспоминают о судьбе советской, иррациональная традиция пережила и ту и другую).

Из частушек ("этно" сейчас в моде :-) одна запомнилась: "поп лежит на девушке - Бога нет на небушке".
Tags: Мирзоев, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments