Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Распятие и Воскресение.

.
В развитие темы 8-е мая и 9-е мая, которая обостряется к каждой круглой дате, прочитал во френдленте отклик Руднева на «Реквием» в МХТ (http://pavelrudnev.livejournal.com/985556.html ). Очень откровенно написано и прямо противопоставлены две сущности, символически привязанные к этим разным датам. С одной стороны – 08.05, Вторая мировая война и Реквием, с другой – 09.05, Великая Отечественная война и День Победы.

Этот "Реквием" не касался только Великой отечественной войны, это был реквием по Второй мировой войне - более широкой, глобальной катастрофе. И в этом главное изменение интонации - как только мы осознаем катастрофу войны как всемирную, всенародную, теряется национальный "патриотический" пафос, исчезает презумпция всепобедности русского солдата, бряцание оружием, от которого тошно и мерзко в особенности сегодня.

Реквием в МХТ - это не день победы, а день всемирной скорби. Это были слова не победивших, это были слова побежденных.


Есть в таком подходе явное влечение к смерти и отвращение к жизни (от всепобедности тошно и мерзко). Восьмого мая вопрос ставится ребром, или-или.

Реквием – культ смерти, катастрофы, здесь нет места празднику.
Победа – культ жизни, праздник, но праздник особый, не веселый карнавал, а «со слезами на глазах», то есть Победа включает в себя Реквием и преодолевает его – «смертию смерть поправ» – аналогия с Пасхой очень точная. Что отмечать, Распятие или Воскресение? Девятого мая противопоставление «или-или» снимается.

Режиссером, кстати, был Серебренников, который ставил «Голую пионерку» в Совеременнике и тогда говорил очень верные слова о победе, как чуде. Чудо – это то, что можно праздновать. Однако актуальному искусству более привычна зачарованность смертью (культ Холокоста, Катыни, Голодомора, культ побежденных, например Варшавского восстания, о котором упоминает Руднев).
Праздновать победу неприлично (и даже хуже - «от пафоса – тошно»). Это неполиткоректно, зачем обижать побежденных? Нет победы, значит все участники второй мировой равны, все они побежденные. Всем одинаково скорбно и одинаково тошно.
Актуальное искусство горизонтально – море слез и рвоты. И посреди этого моря – башня, вертикальная ось зла: на этом вечере отчетливой была концентрация ужаса перед властью, которая в любой стране и в любой политической обстановке обрекает на смерть, на убийство, на жертвы.

UPD: в комментариях к записи Руднева привели очень уместную цитату из Саши Черного:

В книгах гений соловьевых,
Гейне,Гете и Золя,
А вокруг от ивановых
Содрогается земля.


Именно, именно так! Ивановы празднуют День Победы!
Tags: К.С., театр
Subscribe

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…