Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Над обрывом, по-над пропастью...

*
"ОБРЫВ”, А.Шапиро, МХТ, 2010г. (6)

«Обрыв» начинается, как начинались «Отцы и дети» Шапиро – увертюрой: хэви-метал-мьюзик в темноте, при закрытом занавесе.
Когда занавес открывается, зрители вместе с лицом от автора попадают (проваливаются, как в обрыв, а может, поднимаются со дна обрыва) в белое пространство позапрошлого века. Там гостя в черном (представителя зрительного зала, разведчика) встречают люди в белом, поют хором вполголоса «Утро туманное». В «Отцах и детях» на сцене был пушистый белый ковер, словно мох, а в «Обрыве» само название диктует сценографию, задает вертикальное измерение. На сцене декорация из белых досок лестницей поднимается вверх к дому и далее на второй этаж. Дом стоит над обрывом, у декорации есть и оборотная сторона, где обрыв и вертикальная ось показаны еще более наглядно, но повернется декорация только во втором действии.

Первое действие – лицевое, обертка, обманка. Первое впечатление гостя (Борис Райский - то ли художник, то ли писатель, ни то, ни сё) поверхностное. Совершенно незнакомый мир сначала представляется патриархальной идиллией (домом правит бабушка, учитель воспитывает детей на древних греках, местный чудик Волохов оттеняет благонравие безобидными приколами), идиллией милой, но далекой от передовых идей и настоящей жизни. Гость намеревается изучить и описать феномен в романе, но сам попадает в роман. Любовный роман с дальней родственницей Верой (девушкой загадочной) разворачивается как танец – шаг вперед, шаг назад, поворот, то к сердцу прижмет, то к черту пошлет.

Во втором действии открывается изнанка истории, еще один роман, настоящий, у края пропасти. Райский не действующее лицо, он лишь наблюдатель, который не заметил самого главного. Сюжет движется мимо него. Вера (дом, страна, порядок) качаются над пропастью, над хаосом. И не сейчас «в наше сложное переломное время», а всегда.

Спектакль хорошо придуман, выстроен, но исполнен актерами весьма приблизительно. Судя по «Детям солнца», актеры Малого театра (где Шапиро работал впервые) лучше сыграли его постановку, чем актеры нынешнего МХТ (хорошо ему знакомого). Полноценного ансамбля нет, и отдельных бесспорных удач нет. Кто-то пережимает, ломает комедию (Юрская). Кто-то недожимает, слишком вял (Любшин, Хомяков).
Белый в роли Бориса слишком истерит в кульминационных сценах, хотя вполне убедителен как «плейбой».
Кудряшовой не хватает актерских ресурсов, харизмы, чтобы сделать роль Веры центральной, по большей части она закрыта, а когда раскрывается, тоже впадает в истерику.
Яковлева в роли бабушки ведет свою линию очень убедительно, пока ее роль не доходит до кульминации, до обрыва, тут она тоже не убеждает, в пропасть не заглядывает.

Более остальных органичен Быстров в роли нигилиста Волохова. Точное попадание – играет фактура, тело (в первой сцене его даже раздевают для верности, чтобы сразу заявить тему), темперамент. Вот у него есть харизма, убеждает на все 100. Однако можно было бы и ему в бездну заглянуть, внутрь характера. Он ведь тоже по краю обрыва с гибельным восторгом несется, а не валяется на дне, приманивая чистых девушек непотребным видом.
Tags: МХТ, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments