Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Послание-месседж.

.
За несколько дней после просмотра УС-2 (первый отклик - http://lev-semerkin.livejournal.com/298263.html), а потом чтения других откликов и обсуждений в ЖЖ, идейный стержень фильма, а лучше сказать «ствол», начал "прорастать".
Вынесу из комментов и соберу в одном месте все связанное с ответом на вопрос - о чем фильм?, в чем послание?. Или, говоря по-голливудски, месседж. Ведь фильм Михалкова задумывался (среди прочих мотивов) и как ответ Спилбергу/Тарантино.

Почему, как и за что сражались советские люди во время Великой Отечественной войны? Как победили?
Они ведь не спасали «рядового Райана» (кто у нас считает рядовых) и не переплывали океан, чтобы отомстить Гитлеру за холокост.

Ответ на вопрос надо искать в названии. На название фильма мало внимания обращают – воспринимают всего лишь, как цитату из песни, как метку того времени.
Но ведь это еще и аллюзия на «Унесённых ветром», опять таки голливудских, которые сформулировали в американском кино миф о гражданской войне, своего рода «Рождение нации». Для нашего поколения таким «рождением нации» должен являться миф о Великой Отечественной войне (главная война из ближайшего прошлого).

Итак, разберем - кто утомлен? И чем утомлен?

Утомлен кто?

Утомлены все.
И элита - главный герой, красный комдив, его семья.
И элита армии - кремлевские курсанты, которых бросили под танки.
И мелкие начальники, всё спасающие бумажки – деньги (Петренко), архивы (Адабашьян), бумажки, которые вмиг обесценились перед лицом смерти.
И крестьяне, не пустившие девочку Надю, которую преследовал насильник.

Сам Михалков – человек элиты и его взгляд на войну не из народа, а со стороны, из элиты.
«УС» не народный фильм (нет ничего похожего на Твардовского, Исаковского, Фатьянова, Шукшина да и Озерова тоже, в советском фильме «Освобождение» было равновесие между «народностью» и «самодержавием»), поэтому и массового успеха в кинотеатрах не будет.

Эта песТня не народная, а авторская. С самого первого кадра УС-2 задана элитность (фильм посвящен фронтовику-корреспонденту, тому, кто воевал «с лейкой и блокнотом»).
И далее все происходящее с народом (серия однотипных трагических эпизодов) можно понять как возмездие. Возмездие показано смачно, сверху, использовано, как полигон для режиссерских, операторских и актерских упражнений (лицо девочки цыганки - кадр в хрестоматию, разговор с миной – отрывок в хрестоматию).

Но возмездие за что?

Утомлены чем?

Утомлены Солнцем. Языческим богом, Ярилой.
Ярило здесь, разумеется, не древнеславянский бог, а современный, это «неоязычество» и Солнце – рукотворное (свет Просвещения). Вавилонская башня Интернационала.

Страна (и элита и народ) отпала от Веры. Впали в язычество, поклонились идолу. Именно за это и поплатились.
Возмездие началось с самого Котова и его семьи (в первом фильме) и распространилось на всех (во втором фильме) – именно так надо понимать массовые жертвы - зэков, беженцев, курсантов, штрафников, крестьян – уцелели единицы. Выжившим надо воспринять массовые убийства, как кару, а свое спасение как предназначение.

Над арестованным, поверженным Котовым поднимается в небо гигантский портрет божества (арест – расплата за подарки вождю в беседке). И в рифму такие же полотнища-паруса поднимаются из-за горизонта над немецким танками.

Во втором фильме Сталин появляется уже не только на портрете, но все равно не в качестве живого человека. А как образ, материализация страхов (в сценах в беседке и на ближней даче, засвеченных, снятых подчеркнуто условно, будто в мареве, мы видим фактически сон Котова и сон Арсентьева о Сталине). Сталин – лик божества (и его бюст, упавший в песок рядом с Надей тоже).

Впали в язычество и получили возмездие, сначала от самого идола, а потом и иноземное нашествие (несущее не покорение, а истребление). Возмездие это урок. Утомленные солнцем осознали, что утомлены, и чем именно утомлены.
«Они сражались за Родину, обретая Веру» и «так победили» (не так, как в пьесе Шатрова, а так, как в фильме Михалкова).

Сон Котова заканчивается маканием идола в подаренный торт с его же портретом - в шоколад, в дерьмо. Языческий бог повержен, бюст сброшен с парохода и не причинил никакого вреда Наде, только что окрещеной.

Первый урок усвоен, впереди – долгая дорога. Постепенное движение духа истории материализовано в кинометафорах (пусть грубых, чрезмерных, но таков уж его режиссерский почерк, заявленный с самого первого фильма «Свой среди чужих» и с первой "сновидческой" сцены в УС-2).

Преображается Котов – из красного барина в зэка, потом в штрафника (его отказ от реабилитации подчеркивает, что рано еще, сам понимает, что наказание не отбыл).

Преображается Надя - из пионерки в медсестру, из девочки в девушку (финальная сена с раненым танкистом).

Преображается герой Евгения Миронова - из мальчишки (УС-1) в воина (УС-2). Видно, что и у актера появилось «нутро», не мальчик, но муж.

Даже НКВД преображается – скользкий Меньшиков остался, но рядом появился смершевец в исполнении Маковецкого. Безусловно лучшая актерская работа в УС-2, очень неожиданная (когда у нас в постсоветском кино играли чекистов такими?) очень органичная и убедительная.
=======

отклики на отклик:

http://kinanet.livejournal.com/1929417.html

http://gavro-shik.livejournal.com/159526.html
Tags: кино
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…