Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Предназначение.

*
"УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ-2. ПРЕДСТОЯНИЕ”, Н.Михалков, Россия, 2010г. (7)

Не, а чё, мне понравилось.
Всё ништяк.
Не фильм – песТня.
Даже цыгане есть (правда без медведя, зато с лошадью).

Смотри сердцем.

С самой простой и непосредственной зрительской точки зрения фильм безусловно удался.
Он зрелищный, хорошо смотрится. Напряженный сюжет, постановочный размах, большие батальные сцены, множество характеров – запоминаются даже секундные появления в кадре многих и многих знаменитых актеров (и незнаменитых, но фактурных).
Условный «песенный» стиль предполагает некоторую чрезмерность, поэтическую взвинченность, простые образы-символы (чтоб весомо-грубо-зримо), режиссерский и актерский нажим – а это Михалков умеет.
Ну и большие деньги/старания видны на экране – они очевидным образом воплотились в Большой Стиль.

Фильм хорошо организован по ритму – чередование больших трагических сцен («в общем, все умерли» - зэки в бараке, беженцы на мосту, курсанты в окопе, раненые на корабле, крестьяне в сарае - все эти сцены рифмуются) и комических житейских сценок для «разрядки» напряжения (или наоборот подзарядки аккумуляторов зрительского восприятия трагического), коктейль получается вполне шекспировский – высокое и низкое, пафос и грубость.
Сюжетная интрига движется пунктиром, судьбы трех главных героев (Котов, его дочь и ее приемный отец Арсентьев) постепенно сплетаются в узел. Встреча назревает, но отложена до третьей части.

Слабое звено сюжета, идущее еще из первой части – энкаведешник Арсентьев, которого играет Меньшиков. Он и сам по себе мутный, сконструированный, непонятно что у него за душой, и сюжету он придает излишний «котовоцентризм». Непонятно, чем он вообще занимается, кроме как Котовым. Без Котова его просто нет. Его задача - преследовать, спасать, искать Котова. И даже вожди Сталин и Берия бросают государственные дела и беседуют с Арсентьевым о Котове . По-моему сцена на ближней даче это такой же сон, как и первая сцена фильма в беседке («Котов с женой угощают товарища Сталина тортом»). Арсентьев сам себе поручает это дело.

Смотри головой.

Если подключить мозги и поискать концепцию, обнаруживаешь, что безусловной удачи нет. Есть попытка выстроить свою, новую (постсоветскую) концепцию Великой Отечественной войны (и отечественной истории в целом). Не заменить советскую новой, а переписать, как Михалков-старший переписал гимн.
Процитирую chukcheev
В условиях отсутствия общенационального консенсуса по поводу такого важнейшего события, как Великая Отечественная война, Михалков – сам, собственными разумением и натиском, стал конструировать новую, относительно непротиворечивую версию тех событий, версию, которая могла бы стать базовой для подавляющего большинства наших сограждан.
Во многом согласен с его откликом (http://chukcheev.livejournal.com/631972.html) а к цитированному тезису добавлю, что есть консенсус относительно победы, как главного и безусловного события в нашей истории, именно поэтому и возникает задача выстроить непротиворечивую версию пути к победе.

Режиссер посвятил фильм своему отцу-фронтовику, однако его взгляд на войну (и Верховного главнокомандующего) сильно отличается от взгляда Михалкова-старшего (у того все проще, отлито, как в бронзу, в формулу «я ему верил, он меня уважал» и байку про то, как Сталин звонил Михалкову на передовую, чтоб испросить согласие автора переставить запятую в гимне). А Михалков-сын весь фильм борется со Сталиным (с образом, с именем, даже с бюстом). Что говорит о фобии, о том что "культ личности" Сталина не преодолен, не изжит. А значит равновесную историю войны делать еще рано.

Главное, что режиссер добавил в советскую мифологию войны, - религиозный фундамент. Вера в предназначение и в семейные ценности (притяжение отца и дочери – вот что движет сюжет и движет Историю). А персонаж Меньшикова – злая разлучающая сила, утверждает абсолютные ценности «от обратного».
=======

продолжение отклика:

http://lev-semerkin.livejournal.com/298816.html
Tags: кино
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…