Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Арарат, Арарат.

*
"Krywaniu, Krywaniu” (A.Zieliński, sł. ludowe), SKALDOWIE, 1973г. (7)

Группа «Скальды» - польское имя из 70-х. Слышал тогда только одну их запись, зато самую главную, вершинную (в прямом и переносном смысле) – композицию «Крыванью».
С тех пор уже больше 30 лет не слушал ее, а припев помнил отлично, запал в память крепко – «Кры-ванью, Кры-ванью, вы-со-кий» - в основе народная песня горных поляков (есть и такие, на самом юге).
По случаю второго польского полумесячника в ЖЖ скачал (спасибо pavel_gubarev) и слушаю снова.

"Krywaniu, Krywaniu” – это сайдлонг, звучит почти 18 минут (в польской версии, есть еще советская и ГДРовская, они длиннее) вокально-инструментальная сюита на сторону виниловой пластинки, самый крутой формат для музыкантов 70-х (круче только рок-опера).

Лучшее в этой композиции – собственно вокально-инструментальная часть (начало, еще один куплет в середине и финал). Здесь эксклюзив, здесь свое национальное оригинальное. Аранжировано и исполнено прекрасно – с таким широким славянским раздольем, многоголосьем и прорывом к вершине (эмоциональный взлет в финале замечательно придуман).

Инструментальная часть скомпонована небрежно и исполнена грубовато. Музыканты поднялись в совершенно непривычные выси и еще не освоились. Записана «Крыванью» была в мае 1972 года, на тот момент мало кто отваживался играть сайдлонги. Группа звучит похоже на ранний Yes или Deep purple, но своих Блекмора, Хоу, Пэйса и Брафорда в составе «Скальдов» не было и потенциала у большинства участников не видно.
Более интересно звучат хаммонд-орган Анджея Зелинского и скрипка его брата Яцека (вот кстати, забавное воспоминание о полонофильстве 70-х годов– был у меня тогда кот по имени Яцек, но это не в честь скрипача, я тогда не знал состав «Скальдов», а в честь кота пани Моники из кабачка «13 стульев»).

Вытягивают и спасают инструментальную часть цитаты из шлягеров классической музыки. Своей музыки в сюите не так много, сразу после народной песни идет цитата из Бородина («Князь Игорь»), потом из Мусоргского («Прогулка» из «Картинок в выставки») – в них солирует хаммонд-орган, потом подключается скрипка, играет небольшое соло и снова цитаты – Россини (увертюра к «Вильгельм Телль») и наконец Бах. Цитирование сделано лихо, совершенно без стёба (постмодерн еще не пришел), а вполне всерьез – мы это знаем, мы это можем.

К сожалению, освоиться-закрепиться на вершине «Скальды» не смогли (не захотели), заложенная в «Крыванью» концепция – фьюжн (сплав польской народной, классической и рок-музыки), выход за пределы (за пределы поп-рока и даже за пределы среднеевропейского мейнстрима, копирования английских/американских образцов) так и не была развернута, вершина оказалась единственной.
Основателями «татры-рока» «Скальды» не стали, но за попытку - спасибо!

Гора Крывань (Кривань, высота ~2,5 км.) находится на словацкой стороне Татр, то есть буквально «высоко за пределами» (в данном случае за границей Польши).

Из википедии: Кривань считается словацкой национальной вершиной, символом этой страны. Словаки его ценят так, как греки свой Олимп. Ежегодные народные восхождения на Кривань относятся к числу очень популярных мероприятий.
Одним словом - священная гора. Или, как пели наши "Песняры", и туды гора, и сюды гора.
Tags: Польша, музыка, прог
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment