Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Второй польский полумесячник.

.
Как-то сам собой второй польский полумесячник в ЖЖ образовался, подошла очередная 70-летняя годовщина - апреля 1940-го (первый полумесячник - август-сентябрь 1939 го).

Развернулся настоящий флеш-моб «С чего начинается Польша»

http://holmogor.livejournal.com/3419974.html
http://a-bugaev.livejournal.com/739059.html
http://banshur69.livejournal.com/151536.html
http://o-proskurin.livejournal.com/158869.html
http://flying-bear.livejournal.com/965843.html
http://olgalitskaya.livejournal.com/67561.html

Прочитал, что вспоминают другие, и решил дополнить своим.

Сначала о том, чего не было.

Очень часто упоминаемые Болек, Лелек, Корчак, Попелюшко ничего мне не говорят, как и любимые многими фильмы «Ва-банк» и «Новые амазонки». Все это прошло мимо меня.

Также мимо меня прошла Анна Герман, любимая как оказалось очень многими, (это имя я знаю конечно, но с Польшей не связываю, больше с советской эстрадой 70-х годов, от которой я был очень далек).

Из польской эстрады мне очень нравились «Анджей и Элиза» - а их вообще никто не вспомнил.

Польша слоями.

Попробую структурировать польские имена и впечатления хронологически. Слой за слоем.

Первый слой – «классическая», историческая Польша 19-го века и раньше – полонезогиньского, Шопен, Сенкевич. Образ очень яркий, заложенный еще в советском детстве, очень позитивный. Поэтому эпизод с поляками в «Братьях Карамазовых» мне всегда казался «наездом» (продиктован личными, мелкими обидами).

Второй слой – слой белых пятен, Вторая Речь Посполитая. До прошлого года ( http://lev-semerkin.livejournal.com/241716.html ) даже не знал что такое «санация» и почти ничего о Пилсудском и других поляках того периода. А сведения о Банахе, которыми просветил преподаватель математики – исключение, подтверждающее правило.

Третий слой самый обильный и самый позитивный - ПНР (Польская Народная Республика).
Варшавский договор, «Варшавская мелодия», «На Варшаву падает дождь».
Это полонофильство началось с самого раннего детства - телевизионные «13 стульев» (паны - директор и Зюзя, пани - Моника и Каролинка), сериалы «Ставка больше чем жизнь», «Четыре танкиста и собака», «Яносик», фильм «Где третий король?»
Потом Лем (в старших классах школы его, как и Сенкевича, читал очень много). Барбара Брыльска.
Потом польское радио ( http://lev-semerkin.livejournal.com/248689.html ) – 5 лет жизни и знание польского языка (только на слух).
Ну и наконец вершина - большое польское кино: Вайда, Кеслевский, Занусси.
Польша постоянно присутствовала, не только в кино, в музыке (Пендерецкий).
Многие вспоминают про паузу в начале 80-х, по-моему она была очень короткой и даже способствовала росту полонофильства, возник эффект плотины – накопили, открыли шлюз и одна за одной пошли ретроспективы, встречи с режиссерами (Вайда в «Варшаве», Занусси в «Зарядье», потом весь «Декалог» в Киноцентре).
И до последнего времени открываю в этом слое все новые и новые имена – Хенрик Горецкий (спасибо Лепажу), Чеслав Немен (пропущенный в 70-е). В театре - Люпа.
Финальный образ ПНР был уже больше политический, чем культурный - папа «из наших из поляков из славян», «Солидарность», Валенса («водка стоит пять и восемь, все равно мы пить не бросим, если сделаете больше, мы вам сделаем как в Польше»). Помню одну студенческую бузу начала 80-х и надпись мелом на стене - «Польша».
После аналитического «Человека из мрамора» агитационный «Человек из железа».

Четвертый слой – современная постсоциалистическая Польша.
Культурный слой почти пустой, а политический - резко негативный.
Культурных завязок стало еще меньше (работают только старые имена, люди из ПНР, новых нет), а политических завязок все больше и больше.
С появлением интернета, чтением польской прессы и форумов обозначилось «движение по улице Джохара Дудаева» (как символ – «хоть с чертом лишь бы против русских»).
Я ведь в Польше не был ни разу и ни с одним поляком не был знаком, отношение очень долго было одностороннее (совершенно не представлял, что они думают о России в ответ на так распространенное у нас полонофильство).
Негативный образ современной Польши возник не только как ответная реакция на русофобию (раз я ему враг, то и он мне враг), но и как обида за ПНР, которую там «предали», стали считать «периодом лжи и оккупации». разочарование в новой Польше, как следствие очарованности старой Польшей (враг моего друга – мой враг).

В 2009 году появилось наконец то новое имя, театральное – Анджей Бубень. Взялся за самую чреватую русофобией тему (два спектакля по произведениям Улицкой – «Русское варенье» и «Даниэль Штайн») и пошел в направлении противоположном «улице Джохара Дудаева». Может быть это пятый слой открывается?
Tags: Польша
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…