Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Между алмазом и мрамором

*
"КАТЫНЬ", А.Вайда, Польша, 2007г. (6)

Качественный фильм, сильный и взвешенный (выношенный).

Повествовательная форма и точно выстроенная композиция – последовательное изложение событий «до» и «после» и только в самом конце возврат назад и реконструкция главного – расстрела в катынском лесу.

В меру информации (Вайда специально упомянул в интервью, он учитывал, что делает первый фильм на эту тему и был обязан ввести в курс дела).

В меру мелодрамы - собачка, привязанная к мосту, бегущие дети, плачущие женщины.

В меру символизма:
встреча беженцев на мосту, одни бегут на восток от немцев и встречают других, которые бегут на запад от советских;
советские солдаты срывают польский флаг, разрывают пополам, красную половинку на древко, белую на портянки и парный эпизод 1945 года когда те же советские освободили Краков и вешают уже польский флаг, сьемки черно-белые, но видно, что флаг тот самый, красно-белый.
Параллельно показана отправка польских офицеров в советский лагерь и отправка польских профессоров в немецкий лагерь. И опять таки парный послевоенный эпизод – при советской оккупации открывают художественную школу (а при немецкой закрывали университет).
Рука на распятии (сцена в костеле-госпитале) рифмуется с финальным кадром - рука расстрелянного с крестом и четками, бульдозер засыпает ров.

Режиссер заботится о равновесии (положительного русского играет обаятельный Гармаш и совершенно безликие энкаведешники), об исторической точности. Только одно небольшое передергивание заметил – в зоне советской оккупации с машины обращаются к местному населению – «поляки, Красная Армия вас освободила», но ведь Красная Армия освободила белорусов, пусть даже поляки и тогда и сейчас считают, что белорусов там не было, зачем же вкладывать свою правду в рупор советской пропаганды, официальная советская пропаганда называла 17 сентября «освободительным походом в Западную Белоруссию», а вовсе не освобождением Польши.

Все эти достоинства фильма отмечаешь, когда смотришь его сам-по-себе вне контекста. А когда потом после просмотра (и после обсуждения в формате передачи «Что делать?» ) восстанавливаешь контекст - отношение немного меняется.

Политический контекст большого значения не имеет, политика преходяща (15 лет после освобождения от коммунизма деньги на кино не находились, а когда властям снова оказалась нужна русофобия – деньги сразу нашлись), а искусство вечно. Вайда воспользовался случаем, но не прогнулся под заказ, не пустился в спекуляции, снял достойное кино.

Исторический контекст важен, но больше не в отношении кино, а в отношении самой Польши, которая считает себя невинно-белоснежной жертвой ХХ века, и считает именно Катынь главным событием своей истории, краеугольным камнем строительства государства и нации.
И в отношении СССР. Фильм не дает ответа на вопрос (и в обсуждении об этом же говорили) зачем была Катынь? какова была причина и цель этих расстрелов? Показана безличная машина, которая творит зло просто по своей природе.

Для кино же самый важный контекст – контекст творчества самого Вайды.
Режиссер сам дает к этому повод – в эпизоде с амнистированным партизаном Армии Крайовой, который гибнет на улице. Прямая цитата из фильма «Пепел и алмаз» указывает на место «Катыни». Что было и что стало. Какого трагического уровня разговора о истории и о человеке достигал Вайда во времена ПНР. И как примитивно показал тот же сюжет и того же героя сейчас (да и всех остальных героев тоже). Очевидно, что он считает тот период истории своей страны периодом «лжи и оккупации», осуждает коллабрационистов и воспевает непреклонных борцов и самоубийц. Но ведь этим самым он фактически зачеркивает самого себя и свой великий фильм «Человек из мрамора», где история послевоенной Польши была показана совсем не так однозначно – а развернуто, многослойно. Теперь Вайда определено встал на позицию социального реванша со стороны "своих", со стороны господ (к «Человеку из мрамора» отсылает эпизод со служанкой, после освобождения ставшей женой важного чиновника новой власти).
=======

Еще о фильме:
http://jeanix.livejournal.com/52594.html
http://www.rulife.ru/mode/article/648 (нашумевшая статья Дениса Горелова)

UPD: и еще два голоса резко против:
http://novchronic.ru/1228.htm
http://www.inosmi.ru/world/20080228/239888.html

хотел и еще голоса "за" найти, для равновесия, но заметил особенность
те, кто пишет "против", пишет зло, агрессивно, зато концептуально, копает глубоко, интересно читать
те, кто пишет "за" - умиляются и стенают
кроме отклика Жана и отклика Третьякова (ссылка ниже в обсуждении) ничего здравого-интересного у поклонников фильма не нашел.
Tags: Польша, кино
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…