Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Демонстрация.

.
"БАЯДЕРКА", М.Петипа, 1877, Р.Нуриев, ПАРИЖСКАЯ ОПЕРА, 1993г. (10)

Когда смотришь балет Большого Стиля, немножко чувствуешь себя Государем Императором , которому подвластные народы демонстрируют своих лучших, «отборных» представителей, свои лучшие качества – стать, выучку, силу, ловкость, гибкость.
Главное богатство империи не в сундуках, а в городах и селениях. Не сокровища, а мастера.

Можно пригласить в ложу высоких гостей и похвастаться.
Так олигархи, содержащие конюшни/футбольные команды, смотрят из VIP ложи ипподрома/стадиона игру/скачки (чьи рысаки/парни круче?). Но эта ассоциация скорее не к императорскому, а к крепостному балету (кстати, некоторые современные олигархи уже и театры содержат).

Имперский балет больше похож на военный парад.
Но балетный парад представляет империю более полно – не только мужские, но и женские качества. Не только грозную силу, но и удовольствия, которые сила может добыть и охранять (а иначе, зачем она?).

Похоже и на демонстрацию трудящихся. Демонстрируют вождям на трибуне свою организованность (наглядное проявление государственного порядка), радость («жить стало веселее») и разнообразные богатства, текущие широким потоком мимо трибун прямо в закрома.

Похоже и на бразильский карнавал. Но там участники демонстрируют себя (свои формы и свои перья) самим себе и друг другу, месседж идет строго по горизонтали.

Адресат Большого Балета находится выше, и адресат не один, это не только Император, есть и выше Императора.

Балет демонстрирует не только силу-ловкость-гибкость танцоров, не только богатство декораций и костюмов, но и способность постичь и выразить Абсолют. Гармонию мироздания, в которую Император входит составной частью и на которой собственно и основана его власть.
Настоящий Император должен задумываться над подобными вопросами, когда смотрит балет, а не только наложницу себе выбирать.

Именно на такой уровень выходит постановка в третьем акте, когда отрывается от сюжета, от обстоятельств времени и места, от условной истории из жизни экзотических стран и условности театрального зрелища.
«Тени» - иная реальность, гармония небесных сфер, звуков и движений, музыкальных вариаций и геометрических фигур.

Первое действие – экспозиция, рассказанная архаичным языком мимики и жеста.

Второе действие – концерт. Действие происходит во дворце раджи и перед дворцом раджи, то есть зеркально отражает зрительный зал. С одной стороны - император и знать в ложах полукругом. С другой - раджа и его свита полукругом, и те и другие смотрят выступления танцоров.

Ну а когда Императора нет (и нет даже зиц-императора, вождя), осиротевший балет выглядит безадресно, музейным экспонатом, выпавшим из контекста.

Или место Императора занимает публика, Благодарный Зритель, который и считывает месседж, когда-то посланный не ему.
Tags: театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…