Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Персона.

*
«УЖИН С АНДРЕ», Л.Маль, США, 1981г. (9)

Мой 17-ый «Маль» и пожалуй самый малевский, самый неординарный из его игровых фильмов (судя по Маль рейтингу мне осталось посмотреть еще два).
Здесь больше всего «Маля» (его личного-уникального почерка) и меньше всего «кино», то есть общепринятого. Максимальная степень свободы от законов и правил, установленных извне, другими людьми.

В каком то смысле это анти-кино, тем более что речь там идет практически только о театре (для кинорежиссера это самое подходящее своё-иное, самое лучшее зеркало).

В этом фильме тайна Маля представлена в наиболее обнаженном виде, в том смысле, в каком тайна Тарковского отразилась в «Зеркале», а тайна Бергмана выражена в «Персоне».
С «Персоной» много параллелей, и буквальных (герой взят из мира театра), и содержательных - фильм о себе и о человеке-как-таковом (о персоне), раздвоение единого, единой персоны на двух персонажей и диалог между ними.

Бергман отразил свое самое сокровенное в лицах двух женщин-антиподов, а Маль в словах двух мужчин – антиподов.
В этих фильмах режиссеры представили свою предельную, наиболее точную «формулу кино». Получились формулы антиподы – визуальная у Бергмана, разговорная у Маля (свободная импровизация, поток слов, поток сознания). Предельно концентрированная, экспрессивная у Бергмана (столкновение половинок - аннигиляция) и подчеркнуто спокойная у Маля – рядовой ужин, никаких «событий» (встретились, поговорили, разошлись). У Бергмана - максимализм, у Маля - минимализм (что еще подчеркнуто фортепианной пьесой Эрика Сати на финальных титрах).

Показательно и то, что фильм Бергмана не может (не должен) иметь никакого продолжения, этим фильмом кинематограф закончен и персона вычерпана до предела – все показано и поставлена визуальная точка.
А «Ужин с Андре» имеет продолжение, итог ужина – фильм «Ваня с 42-й улицы», сделанный с участием обоих «едоков», режиссера и актера - режиссер Андре Грегори поставил спектакль по пьесе Чехова, в котором актер Уоллес Шон сыграл заглавную роль. «Ваня с 42-й улицы» - финал, вершина творческого пути режиссера, а «Ужин с Андре» - предисловие к финалу.

Разговор неудачливого актера/драматурга (маленького человека) и знаменитого режиссера выглядит точно как наши «кухонные разговоры», а говорят, что интеллигенция живет только в России.

Темы разговоров мне напомнили о двух романах Моэма, популярных у нас – «Луна и грош» и «Острие бритвы», диалог двух романов - один о бегстве, другой о возвращении.

И много прямых (или непрямых) совпадений с линией жизни одного из самых закрытых режиссеров русского театра – Валерия Фокина (не только в Гротовском, Фокин исследует пределы театра, вычитая из театра слово, а Маль исследует пределы кино оставляя на экране только говорящие головы).
Tags: Маль, Фокин, кино, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments