Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Театр Драмы и Комедии на Ибанке.

.
В продолжение таганской кирпичной темы (http://lev-semerkin.livejournal.com/287024.html#) прочитал у Зиновьева в «Зияющих высотах» :

Огромной популярностью в этот период пользовался Театр на Ибанке. Народ его называл просто Ибанкой. Он и сейчас в большом почете.

Первоначально, еще во времена Хозяина, Театр был самодеятельной студией при Органах, где допускалась значительно большая свобода творчества, чем в прочих учреждениях Ибанска.
После того, как Хозяин сдох, а его Член выбросили из Пантеона и зарыли у стены как рядового главу государства, студию отобрали у Органов и превратили в Театр, несколько сократили свободу творчества, зато разрешили новаторство. И Театр с поразительной быстротой расцвел и стал центром духовной жизни левых интеллектуалов. Тесной связи с Органами театр не терял, ибо без их поддержки он не просуществовал бы и недели. Не выдержал бы нападок со стороны Министерства Культуры,

Пытался всю книгу читать, но убедился - подобная сатира товар скоропортящийся и узконаправленный, нечитабельно.
В 70-е, когда сатира была свежей, она выстреливала главным образом для тех, кто был в курсе - читал передовицы советских газет и крутился в кругу советских/антисоветских жрецов - диссидентов-стукачей, мог легко расшифровать кто за каким псевдонимом скрывается. Книга для своих, междусобойчик. По интонации (тотально-сатирической) похоже на Щедрина, если из современников - на «Бочкотару», на Войновича, на Стругацких, но у тех все-таки была живая жизнь, пусть даже отраженная в кривом зеркале пародии, сатиры, сарказма. А у Зиновьева злая сатира на словесную шелуху, к тому времени вся эта советская шелуха даже сатирической книги не стоила – вполне хватало анекдотов.

Того, кто диссидентов-стукачей в глаза не видел, передовицы никогда не читал, передачу «Ленинский университет миллионов» по ТВ никогда не смотрел, текст Зиновьева быстро утомляет однообразием приемов и интонации. Сатирический рассказ растянутый на «многастраниц». Ниасилил.

А потому воспользовался поиском и прочитал только главы, относящиеся к театру на Ибанке.

Театр выдвинул и провел в жизнь два подлинно новаторских принципа. Первый принцип - актеры и декорации в театре не играют никакой роли. Играет режиссер. Это - театр режиссера, а не актера. Второй принцип - содержание пьесы не играет роли. Все зависит от того, как ее прочитать. И читать нужно старые пьесы, но по-новому. Например, они по-новому прочитали Шекспира. Гамлет выглядел как засидевшийся в кандидатах физик-лирик, воображающий себя гением, но не способный написать даже статейку в реферативный журнал, и обвиняющий в этом ужасные порядки при дворе датского короля, напоминающие порядки в рядовом НИИ Ибанска.

Описание любимовского театра Зиновьевым напоминает описание театра Мейерхольда в "12 стульях". Взгляд со стороны, остроумно, но совершенно мимо.

Избирает Режиссер пьесу, разрешенную начальством и бичующую язвы капитализма. Прочитывает ее по-новому. И вот - спектакль. Зрителей битком. В кассе билеты купить невозможно, ибо они распределяются по посольствам и министерствам. В зал со сцены летят слова: Репрессии, Расстрел, Концлагерь. Палачи... А у кого репрессии? У нас, конечно. У кого расстрелы? У нас. Кто палачи? Наши. И зал разражается бурными аплодисментами. Все встают и с восторгом смотрят друг на друга и на сцену. Все чувствуют себя участниками великого дела. И идут по домам продолжать трепотню с таким видом, будто они только что были на баррикадах или, по крайней мере, заявили смелый протест.
Видя такое дело, начальство просит выкинуть из пьесы намеки на некоторые явления ибанской жизни недавнего прошлого. Теперь пьеса, бичующая язвы капитализма, изображает его так, будто там ничего подобного нет. Смотрите, говорят теперь зрители. Репрессий-то у них нет! А у нас? Концлагерей-то у них нет! А у нас? И разражаются бурными аплодисментами. И идут по домам обсуждать те же проблемы.


Зиновьева интересует то, что мне в истории Таганки как раз малоинтересно – фрондерство, игры с КГБ и Минкультом (одни защищали, вторые запрещали). Суть таганского фрондерства изложена очень верно, очень зло, саркастично – подобные игры быстро теряют исходный смысл и становятся самодостаточными, а если смотреть глазами зрителя, не осведомленного в играх за кулисами театра и власти – просто абсурдными.
Почему «Дом на набережной» разрешили, а «Борис Годунов» запретили?
Как полу-запретный внесоветский театр оказался внутри советского «запретного города», рядом с «Березками» и распределителем продуктового дефицита, куда вход только по пропускам, контрамаркам, талонам, чекам?
Каким образом герои зарубежных радиоголосов одновременно являлись экспонатом в советской витрине на зарубежных гастролях?
Сюжет интересный, но нетеатральный.

Спектакли Таганки, актеры Таганки в кривом зеркале «Зияющих высот» никак не отразились. Там нет Высоцкого, как в песнях Высоцкого нет «Зияющих высот», а есть просто высоты.

Таким образом лучшее, что написал Зиновьев о Таганке это название – «Театр На Ибанке» ("кирпично" сказано - грубо, коротко и ясно, к тому же в рифму), этим мог бы и ограничиться.
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…