Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Деятели искусства в неоплатном долгу.

.
Выяснилось, что после спектакля Карбаускиса «Ничья длится мгновение» я и М.Давыдова (некогда_горячо_любимая_мною) пошли в одном направлении – стали вспоминать, как была раскрыта эта тема в постсоветском русском театре.
Однако пришли к прямо противоположным выводам.

По-моему, тема была очень подробно исследована в нашем театре, я вспомнил восемнадцать спектаклей (http://lev-semerkin.livejournal.com/282337.html), правда брал шире – весь 20-ый век, но если сузить временной отрезок до 40-х годов, остается восемь спектаклей. Это те, что я видел, а были и другие («Дневник Анны Франк» Бородина, «Жизнь и судьба» ставили Розовский и Шейко).

«Опус N 9», Крымов
«Лиловый дым», Кругляк
«Матросская тишина», Табаков
«Даниэль Штайн», Бубень
«Сны изгнания», Гинкас
«Ничья длится мгновение», Карбаускис
«Всегда ты будешь», Розовский
«Жизнь и судьба», Додин

А вот по мнению Давыдовой тема не раскрыта. Она пишет «мне не удается отыскать не только значимых трактовок этой темы. Мне не удается вспомнить вообще НИЧЕГО» (http://www.openspace.ru/theatre/projects/139/details/16566/?expand=yes&view_comments=all#expand).

Можно было бы назвать такую вопиющую беспамятность личной проблемой одного критика, но в данном случае это у нее была лишь риторическая фигура, дело тут не в памяти, тем более, что сказав «НИЧЕГО» она тут же вспомнила четыре спектакля «Дневник Анны Франк», «Сны изгнания», «Жизнь и судьба», «Опус № 7» (вместе с «Ничьей» выходит уже пять).

Как же тогда обьяснить «незачот»? Тем более что польскому театру она поставила зачет, вспомнив только три постановки. Это у нее обычная в последнее время епиходовщина (как говорил конторщик Епиходов «За границей всё давно уж в полной комплекции»).

У меня есть два обьяснения – первое, то что в советские времена называлось «деятели искусства в неоплатном долгу перед партией» (или «перед народом», ибо народ и партия едины).
Взяв на себя работу Комитета Партийного Контроля (идеологической инквизиции) Давыдова ставит планку запредельно высоко, отсюда и суровый прокурорский тон по отношению к замечательным работам самых выдающихся наших режиссеров Гинкаса, Додина, Крымова (спектакли были сделаны «как бы вдогонку», там «холокост - не главный, а привходящий сюжет»). «Или все или ничего», «кто не с нами - тот против нас», «шаг в сторону приравнивается к побегу». При такой требовательности к обвиняемым, сколько спектаклей они не поставят, это будет пренебрежимо мало, долг все равно останется неоплатным. Раз начал платить – будешь платить вечно, чем больше платишь, тем больше останешься должен. Раз уж русский театр взяли на карандаш, он останется на подозрении всегда. И отмеченный Давыдовой факт (у нас «среди театральных и кинорежиссеров этнических евреев едва ли не больше, чем где бы то ни было») только усугубляет вину деятелей искусств.

Но есть и второе обьяснение, вывод, к которому пришла сама Давыдова (в проницательности ей не откажешь) - разное отношение к теме «наглядно отличает нас от Европы».
«У нас с ней в ХХ веке во многом общая история, но всё же разные жизнь и судьба.»

Россия – не европейская страна и навязать нам европейскую иерархию ценностей и европейский взгляд на нашу собственную историю, так и не удалось (даже когда плотина советской идеологии рухнула).
У них была Вторая мировая война с Холокостом (с заглавной буквы) как центральный событием, у нас была Великая Отечественная война и центральным событием была судьба Отечества (с заглавной буквы), а остальные судьбы даже самые трагические – второстепенны.
Тема была не раскрыта как главная, исключительная, но свое истинное не-исключительное и очень достойное место в русском театре заняла.

Вот и получилось, что с точки зрения беспартийного неевропейца Семёркина тема была раскрыта лучшими режиссерами нашего театра, а для партийной европейки Давыдовой «тема оказалась закрыта, фактически не будучи открыта».
Tags: М.Давыдова, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments