Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Невозможное невозможно.

*
"КСЕНИЯ. ИСТОРИЯ ЛЮБВИ", В.Фокин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, Санкт-Петербург, 2009г. (10)

Пересеклись в одной точке две режиссерские линии Фокина – экспериментальная минималистическая («Еще Ван Гог», «Татьяна Репина») и холодная классическая петербургская ( «Двойник», «Живой труп»).
Он давно пытается ставить спектакли без полноценной драматургической основы, и вот достиг совершенства на пути самоограничения и минимализма.
В Александринском театре он с первых же постановок пытается постичь «тайну предумышленного города», и в московских постановках тоже – «Пиковая дама», «Шинель». В «Шинели» (почти бессловесной) впервые пересеклись две линии, но в «Ксении» точка пересечения выше, «Ксения» ближе всего подошла к разгадке. «Ксения» – вершина петербургского цикла.

Если смотреть с этой высокой точки, видно, что «всё течет и ничего не меняется», «что было, то будет, что делалось, то и будет делаться» - профанация и спекуляция на вере. Поп с попадьей собачатся, экскурсии водят по ленинским ксенинским местам, братки на храм жертвуют, Дима Билан поет высокодуховную попсу «Невозможное возможно». Бездонная тьма, холодная пустота.
Но у черной-черной рыбы есть маленький белый глаз, глаз почти безумный. Собственно многие только это безумие (кликушество) и увидели, и зрители и персонажи (самый яркий из персонажей массовки, охранник олигарха, так и говорит - «имбецил»).
Белая точка выбегает из двери и полтора часа пульсирует в пустом пространстве сцены (смотрел в зале МХТ, но домысливал императорский Александринский, где ни разу не был).

Лакоба развивает то, что делала Неелова в "Шинели" (и этим тоже помогает вписать спектакль в петербургский цикл Фокина). Тварь Божья – без пола. Но то, что у Нееловой было холодно-минималистично у Лакобы горячо (горячеченый максимализм в минималистическом спектакле), и уже другую актрису вспоминаешь - Чурикову.

Вокруг белой точки - актерские «клейма», прекрасные актеры Александринки - Волков, Паршин, Смирнова, Лысенков, Мартон - они, как и режиссер, могут обходится без драматургии, делать образ из очень схематичного текста. Кто-то засчет мелких деталей, подробностей (Волков в роли инвалида - грызет яблоко), а кто-то засчет фактуры и звучания голоса (Мартон - спешите СЛЫШАТЬ, такого звучного, богатого голоса у актеров следующих поколений просто нет, эта культура уходит).
Лысенков, обычно такой подвижный, здесь статичен, но к его появлению на сцене спектакль уже набирает ход, взлетает и статичная фигура в белом пробивает, это уже не конкретный персонаж (муж Ксении), образ деперсонализирован («персонифицирует весь русский народ» - как очень точно сформулировал Дмитирий Ренанский renansky - http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1128825, из множества откликов на спектакль его статья лучшая, почти дословно с ней совпал). В финальных эпизодах спектакль уже отрывается от земли (от каменной петербургской мостовой) и открывается иное измерение, в котором каменные стены «сходят с места», тяжеловесная конструкция расслаивается и образуются зазоры, невидимые обычным взором.
Поначалу спектакль придерживается сюжета и исторического времени/места, потом теряет привязку ко времени, в одной точке совпадают век 18-ый и век 20-ый и век 21-ый. А затем и привязка к месту исчезает, речь уже идет просто о человеке в мире (о каждом, "всетамбудем").

Отдельное спасибо надо сказать автору текста Вадиму Леванову, в московском гастрольном графике "Ксения" последовала за "Даниэлем Штайном", та же тема религии, но насколько антитеатральный, схематичный Леванов оказался глубже, ближе к тайне (таинству), чем многословная и празднословная Улицкая, которая все обьясняет.

Именно так негладко, косноязычно, пунктиром и надо рассказывать о том, что «постигнуть в принципе невозможно» (Дм.Ренанский). Антитеатральностью «Ксения» Фокина/Леванова оказывается парадоксально близка к «Захудалому роду» Женовача/Лескова. С совершенно противоположных направлений (от «новой драмы» и от русской классической прозы 19-го века) авторы пришли к одной вершине.
Tags: Фокин, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments