Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Музыка 90-х.

*
"Виденье", М.Леонидов, 1997г. (8)

"FORCE OF NATURE", 3RD FORCE, 1995г. (8)

"VITAL FORCE", 3RD FORCE, 1997г. (7)

"ARIA", SHAHIN & SEPEHR, 1996г. (6)


В прошлые праздники посмотрел по ТВ кусок передачи про песни 90-х.
Не лучшее время, провал почти везде (кроме театра :), в том числе и в песнях. Однако и там «на дне» кое-что оказалось. Одна замечательная песенка в 90-х все-таки была – «Девочка-виденье» Леонидова (не одна она конечно, были песни у Кинчева, у Шевчука аж две «Осени», но они сейчас не помещаются в телевизионный формат).
Песня Леонидова войдет в антологию русской песни. Легкая, цепляющая (и музыкой и словами) и, что важно, не «из ниоткуда» взявшаяся, а с хорошим культурным бэкграундом, с отсылками к прошлому, к советской эстраде. Не просто старая песня о главном (формат, который был спасательным кругом на безрыбье 90-х годов), а новая песня с отсылкой к старым корням.
И опять таки там не советские корни «вообще», а с конкретной пропиской, с вполне конкретным временем-местом. Ленинград конца 60-х - прививка бит-музыки к холодновато-интеллигентному ленинградскому стилю, сочетание позитива и меланхолии, «Поющие гитары», «Синий-синий иней лег на провода».

И текст явно «с высшим образованием», тренировка для ослабленных выживанием и упрощением мозгов :)

«я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она,
Чтоб посмотреть, не оглянулся ли я.


В песне Леонидова можно при желании и некоторый символ увидеть, указание на точку опоры, надежду на восстановление, возвращение (на то, что время «валить из страны», разбрасывать, сменится временем возвращаться, собирать), и даже символ грядущего прихода «питерских» :)
А при очень большом желании можно увидеть и реплику на «Бригантину» Когана («каравелла» Леонидова – антипод бригантины).

Меткой для начала десятилетия был «Черный пес Петербург» ДДТ (и ведь тоже питерский!).
А «Девочка-виденье» - метка для самого благополучного отрезка, с лета 96-го до лета 98-го, «между Хасавюртом и дефолтом». За других не скажу, а у меня именно так было. Появилась постоянная работа и один за одним открывались возможности дополнительных заработков, сами собой возникали точки, куда я ездил «свободным художником» . Приезжал в очередной офис, а там по радио «Девочка-виденье» и народ разучивает припев, как скороговорку.

Не одна «Девочка-виденье» озвучила тот период, 97-98-й год прошел у меня под музыку “3rd force”.

Совершенно новый для меня в то время стиль – smooth jazz, легкая музыка для продвинутых, для офиса преуспевающей фирмы – непопсовая, иностранная, неназойливая, позитивная, душевная (не механическая, а человеческая). Перевод «гладкий джаз» не подходит, лучше даже не приглаженный, а сглаженный, не размягченный, а смягченный. Игра слов смуф-сфум-сфумато – дымка, в итальянской живописи "смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух", ауру (вот, кстати, забавное совпадение – руководителя “3rd force” звали Уильям Аура).

Такую музыку передавала у нас одна радиостанция (не помню названия, вскоре она закрылась, может быть после дефолта, когда число офисов преуспевающих фирм резко сократилось), там я и услышал “3rd force” (как раз вышел третий альбом “Vital force”) ездил искать диск в несколько магазинов, а нашел на Горбушке.

Это было время Горбушки (я уже окончательно забыл о магнитофоне и катушках, перешел на CD), ездил туда почти каждый месяц. Первое время было очень трудно найти что-то стоящее (классику я покупал родную, в магазинах Мелодия, получив очередной гонорар покупал коробку с оперой – первым был «Дон Жуан» Шолти с Терфелем и Флеминг). Да и на Горбушке я тогда покупал пиратские вперемешку с родными-фирменными (только после дефолта перешел полностью на пиратские, благо к тому времени репертуар Горбушки сильно расширился). Там можно было найти (если хорошо поискать) почти все и из старого (переиздавалось на CD все больше и больше, дошло до редкостей) и из новых веяний узкой направленности не попсовых и не массовых. Нашлась там и точка с такой узкой и весьма специфической направленностью, как продукция фирмы Higher Octave, издававшей smooth jazz. Первым я купил “Vital force”, а затем и “Force of nature” обнаружил у пиратов.

С 1994 по 2005 год группа выпустила 6 альбомов (3rd Force, Force of Nature, Vital Force, Force Field, Gentle Force, Driving Force) и сборник лучших вещей (Collective Force). В названии каждого альбома есть слово force.

Музыкальная концепция - инструментальное трио (два клавишника и ударник) и почти на каждом треке есть приглашенный солист – гости из разных стран с разными инструментами. Гитара, флейта, аккордеон, труба, саксофон. Только пианистов не приглашали, потому что был собственный - Крэг Доббин, очень достойно смотрелся рядом с приглашенными звёздами. Его игра и аранжировки Ауры придавали музыке цельность и узнаваемость.

Среди гостей был иранский гитарист Шахин (на одной из самых эффектных композиций “Vital Force” - Echoes Of A Dream ). По этой наводке я нашел на той же точке Higher Octave и его альбом, он выступал в составе инструментального дуэта Shahin & Sepehr. Их альбом Aria несколько менее интересный, чем “Vital Force”, более легкий и припосованный, маловато там иранского, совсем нет джаза, один smooth.
Музыке “3rd force” космополитизм идет на пользу, этнические узоры украшают плотный джазовый фон, а для иранцев космополитизм это минус, усреднение приводит к общему знаменателю, к общему месту. Лучшие композиции - Road to Shiraz как раз самая иранская (не только по названию) и Return to Jakarta, где гостят “3rd force” (Уильям Аура – продюсировал альбом Aria).

Вот эти три альбома фирмы Higher Octave я тогда очень часто слушал – лучший выбор фоновой музыки для домашней работы. Можно загрузить три диска в музыкальный центр и включить воспроизведение в случайном порядке.
Tags: музыка
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments