Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Свет огня и блеск золота.

*
"ЗОЛОТАЯ КАРЕТА", А.Дунаев, ТЕАТР НА МАЛОЙ БРОННОЙ, Москва, 1969г. (6)

Первая постановка Дунаева в театре на Малой Бронной и, насколько я знаю, первый спектакль театра, сохраненный на пленке, телеверсия была сделана в 1971 году. В 1972 году телевидение показало спектакль Эфроса «Платон Кречет», две постановки по старым советским пьесам, когда-то первым экраном шедшим во МХАТе, срифмовались.
На таком советском материале Дунаев выиграл у Эфроса , сказалось то, что пьеса Леонова значительно сильнее и интереснее пьесы Корнейчука.
В «Платоне Кречете» Эфроса занимал образ интеллигента-подвижника со скрипкой (Н.Волков), противостоящего начальству-карьеристам-бюрократам (Л.Броневой), но пьеса выглядит слишком схематично, не хватает драматических ресурсов для полноценного раскрытия темы.
«Золотая карета» доверху заполнена символическими образами и метафорами и отделка очень своеобразная, вычурная, негладкая (язык косноязычный-афористичный, похож на платоновский). Дунаев поставил ее как обычное произведение соцреализма, что называется, «режиссер умер в актерах» - вполне бытовая постановка с хорошим актерскими работами, но персонажи «нормализованы», их особенности не подчеркиваются (скажем, болезнь полковника можно было сильнее подать) и никаких режиссерских метафор нет. На поверхности – реализм, однако все символы сохранены на втором плане.

В маленький русский городок приехало несколько гостей (и все одновременно, что и делает встречу символической) - академик-геолог (Кудрявцев) с сыном-асистентом (Спивак), контуженный полковник-танкист (Тенин) и артист оригинального жанра-факир (Броневой).
Встреча после войны – наступило время осмыслить произошедшее, свести накопившиеся за время войны счеты. Герои пьесы представляют срез общества – социальный, и не только – отцы и дети, мужчины и женщины, герои и трусы, артист, ученый, солдат, «начальство» и «простые», труженики и обыватели. Война не только разводит, но и объединяет общим делом и общим горем.
Командует городком женщина (Сухаревская) – академик был когда-то в нее влюблен, но она вышла замуж за другого и теперь у нее дочь (Салтыковская), в которую (это, видимо, наследственное) сразу же влюбляется сын академика.
Академик с сыном не отрицательные герои, как бывало в кондовых советских пьесах. Они не воевали, потому что занимались важным для страны делом (прямым текстом не говорится каким, но вероятно искали уран). Факир – ветеран сцены, типичный пройдоха и балабол, вдруг вспоминает, как погибли в Киеве его дочь и внучка.

Главный отрицательный персонаж на сцене не появляется, но именно он соединяет сюжетные линии. Это он когда-то увел девушку у академика, это по его душу приехал полковник, он убежал с войны, а теперь вышел в начальство – стал директором спичечной фабрики, но с огнем его спички не дружат, плохо горят, что очень символично. Кстати, жену-начальницу он собирается бросить (в такие времена мужчины на вес золота, легко можно найти жену помоложе, да и должность повыше).

Пьеса Леонова суровая, остроконфликтная и совершенно без бодрячества (разумеется никакой чернухи, но и никакой светлухи тоже) – городок сильно разрушен, кругом нищета, отчаяние. Оба воевавших героя мужчины, вернулись калеками (один слепой, другой контуженный).

Слепой солдат (Сайфуллин) живет тем, что играет на аккордеоне на праздниках в деревнях (возвращаются с войны солдаты, встречи пьянки-гулянки, топот сапог слышен в первой сцене), а ведь перед войной он дружил с дочкой начальницы и хотел поступить в университет, стать астрономом.

Завязка однозначна – война разводит героев и подлецов, поляризует, но вот дальше развитие конфликта выводит его из простой черно-белой плоскости. Появляется мотив «возвращения к мирной жизни» сначала требовательный (верность-неверность тех, кто ждал - мотив очень важный в литературе конца 40-х, опять Платонова можно вспомнить - знаменитый рассказ «Возвращение»/«Семья Иванова» тоже символический). Полковник приезжает чтобы «мстить», чтобы вывести труса на чистую воду, он живет прошлым, а в конце пьесы меняется, оттаивает и поворачивается в будущее. Надо уметь выходить из войны.

Помимо всего прочего, война приводит к заметному доминированию мужского начала, в пьесе написанной в 1946 году заметен «мужской шовинизм», женщины расчетливы и эгоистичны, или приземлены (показательная пара – отец и мачеха слепого гармониста – Ширшов и Дмитриева), или ждут «принца в золотой карете» и в результате делают неправильный выбор и потом горько раскаиваются. Но ошибки старшего поколения ничему не учат младшее. В финале герои пьесы разъезжаются в разные стороны. Дочь спичечного директора принимает приглашение сына академика (вот он, ее принц в золотой карете). Слепой гармонист не требует от нее верности, он видит другой огонь, он все-таки будет учится - вместе с полковником они уезжают из города, образуя символическую пару, словно из сказок - «слепой несет на плечах хромого».
Tags: театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments