Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Волки, овцы, собаки и беркут.

*
"ВОЛКИ И ОВЦЫ", К.Богомолов, ТЕАТР п/р ТАБАКОВА, Москва, 2009г. (10)

Постановка Богомолова – наследница захаровского «Мудреца», сатирического со здоровой (здоровенной) долей цинизма; «Леса» МХТ, где Серебренников нашел героя нашего времени; и обезжиренного райкинского «Доходного места».
В традицию остро-современных и по форме и по содержанию постановок пьес Островского режиссер добавил сильное игровое начало, оттолкнулся от слов Лыняева («Да разве кругом нас люди живут? Волки да овцы») и дополнил двухчленную модель общества еще и «собаками» (почти как в “Animals” Pink Floyd – Dogs, Pigs, Sheep), а на «волков» наслал сверху еще и «беркута» (в облике Беркутова-Угрюмова есть нечто от сильной хищной птицы).

Островского очистили от человеколюбия, отряхнули от почвы, персонажей разоблачили в прямом и переносном смысле и конфликт предстал в обнаженном и обобщенном виде, оторвался от исторического времени/места (костюмы и музыка сдвинуты лет на 50 вперед) и спикировал прямо в сегодняшнюю ситуацию (вплоть до буквального вторжения «питерских», вторжения динамичного западного начала в срединную гумилевскую Русь/Орду, что подчеркнуто назначением Розы Хайруллиной на роль Мурзавецкой и Ильяса Тамеева на роль Павлина).

Положительный герой.

Похоже, что симпатии режиссера были на стороне «собак» (очень лихо придуманная и лихо сыгранная пара, в роли собаки-Мурзавецкого – Куличков, в роли собаки Мурзавецкого по кличке Тамерлан - Сексте). В финальном кадре спектакля «собака» воет на луну, точная рифма к финалу «Мудреца».

Впрочем, возможно, что его симпатии были на стороне Лыняева – самого обьемного из персонажей (обьемного больше в переносном смысле, не только в прямом). Персонаж, которого играет Ильин, интересен тем, что выпадает из «зоопарка», в клетку с «овцами» не умещается, жаль что в финале его туда все-таки запихивают и тем упрощают, в последней сцене можно было и иронии подпустить, достаточно было одного хитрого взгляда, игра в паре Лыняев-Глафира не может так внезапно закончиться.

А вот мои симпатии безоговорочно на стороне Беркутова. Вот таков положительный герой нашего времени, надежда и опора. За ним сила, он победит. Не Глумов-Раков из «Мудреца», не Чичиков-Певцов из «Мистификации», не варвар и еретик Абдулова - этих Россия затянет в болото, переварит и выплюнет. Не птенчики мелкотравчатый Буланов-Чурсин и обаятельный Лопахин-Шагин, которые только примериваются, осваивают правила игры, пристраиваются к зрелым дамам. Беркутов герой взрослый, он уже ни к кому не пристраивается, он навязывает (Меропе Давыдовне и прочим местным "волкам") свои правила, он приходит всерьез и надолго.

А если оттолкнуться от формулы Гоголя, что положительным героем «Ревизора» является смех, то здесь положительным героем следует считать театр и персонально режиссера Богомолова, который предстал взрослым и сильным мастером, сам как беркут спикировал на пьесу Островского, навязал ей свои правила (и немецкая музыка, и садо-мазо-секс, и игра со стульями-окладами и стульями-хомутами оказались уместны).
Все ожидания и авансы выданные после «Отцов и детей» режиссер полностью оправдал и даже современная пьеса ему не понадобилась, если современные драматурги не пишут хороших пьес, всегда можно обратиться к Островскому.

=======
UPD:
отклик Жана и обсуждение - http://jeanix.livejournal.com/92715.html
Tags: Богомолов, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…