Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Осуждение повесы.

*
"ПОХОЖДЕНИЯ ПОВЕСЫ", Р.Лепаж, БРЮССЕЛЬСКАЯ ОПЕРА, 2007г. (7)

Мой десятый «лепаж» и первый оперный (”Оперу нищих” за оперу не считаю). Самую известную оперную постановку Лепажа «Осуждение Фауста» (в трех театрах ставил и видео есть) пока не удалось найти, но мефистофельская тема и в «Похождении повесы» присутствует, переклички налицо.

Иронию Стравинского Лепаж не замечает, дистанцию между театром и жизнью сокращает почти до нуля (дистанция восстанавливается только в послесловии), ставит нравоучительно – современный человек (каким он сложился во второй половине 20-го века, когда настал век телевидения) и человек вообще (по сути, со времен Фауста ничего не изменилось) блуждает в лабиринтах соблазнов и грехов. Нить Ариадны (возвышенная любовь) почти потеряна, почти не видна.
Энн Трулав как тоненькая светлая ниточка, одна-одинёшенька мчится в автомобиле по шоссе через города и штаты – великолепная сцена, одно из самых эффектных театральных чудес постановки. Лора Клейкомб – невзрачная «белая мышка» в простеньком пальтеце, режиссер вкладывается в ее сцены по максимуму, чтобы сделать добро выразительным и уравновесить яркие сцены зла - Лас-Вегаса-Голливуда. Кроме дороги очень хороша предыдущая сцена - у родного дома (театральное чудо – изменение масштаба).

Самая сильная содержательная метафора – превращение нефтяного насоса в кран кинооператора. И то и другое устройство качает деньги, нефть и кино два главных источника богатства. Качает снизу, из преисподней. Нефтяной насос качает черное золото из-под земли (из нефтяной скважины появляется и Ник Шэдоу), а кино - из низменной составляющей человеческой натуры (Ник Шэдоу верхом на кране – режиссер и кинооператор).

Самая злая и саркастическая метафора – превращение сердечка в задницу. Розовый атласный диван в борделе сделан в форме сердечка из двух половинок-ягодиц и Том с девицей проваливаются в щель между половинками.
Таким способом герой попадает в Голливуд, Шэдоу делает из смазливого Тома звезду, женитьба на бородатой Бабе – пиар ход.

А прописанная в либретто «машина для изготовления продуктов из мусора» это телевизор, продукты на экране действительно сделаны «из мусора» (в роли молока в телерекламе снимается мел). Мошенничество – они только выглядят сьедобными.

Драматическая кульминация - сцена игры в карты (в опере много отсылок к классическим операм, здесь к «Пиковой даме», но Лепаж по оперным ссылкам не идет, за исключением уже упомянутого Мефистофеля). Том играет в карты с Ником Шэдоу (с собственной тенью) у входа в преисподнюю, Лепаж помещает двух самых выразительных актеров (Эндрю Кеннеди и Уильяма Шиммеля) на небольшой пятачок освещает отблесками адского пламени и драматическое напряжение возрастает.

Финальная метафора: Бедный Том в Бедламе. Бедлам – плот (плот «Медузы» или корабль глупцов) с телевизором на капитанском мостике. Палата сумасшедшего дома расположена чуть ниже уровня сцены, плот уже наполовину погрузился в воду.

Приложение. 10 «лепажей»:

«Липсинк»
«Обратная сторона луны»
«Growing up»
«Secret world»
«Трилогия драконов»
«Андерсен»
«Похождения повесы»
«Исповедь»
«Опера нищих»
«Возможные миры»
Tags: Лепаж, опера, театр
Subscribe

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments