Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Ничья.

*
"НИЧЬЯ ДЛИТСЯ МГНОВЕНИЕ", М.Карбаускис, РАМТ, 2010г. (6)

Несколько лет без работы перевоспитали Карбаускиса. Спрятал в карман пресловутую прибалтийскую сдержанность-закрытость (и неоднозначность сложного человека, рафинированного интеллектуала). И попробовал поставить спектакль на простых открытых эмоциях, однозначно, строго по первому плану – плоскому как шахматная доска. Все расчерчено прямыми линиями. Белые клетки, черные клетки, белые фигуры, черные фигуры, жертвы трогательны, злодей злодействует. И не имеет смысла спрашивать, кто расчертил доску и кто так расставил фигуры, почему те - черные, а эти - белые?

Зато уж в первый план режиссер вложился по максимуму (и актеры РАМТ всё сыграли очень точно, подробно с множеством верных деталей). Вот что бывает, когда режиссер ставит про свое родное.
В ”рассказе о счастливой Москве” ставил чужого и чуднОго Платонова – прятался за ретро, за иронию и многочисленные фактурные находки нисколько не помогли передать образ далекого (во времени и в пространстве) прошлого, раскрыть тайну, почему Москва «счастливая» (или хотя бы сыграть ее счастливой).
А здесь фактура работает, каждый штришок в общую картину- прически, одежда, осанка, голоса (когда Семенова играет певицу, у нее звучит голос). Предметы превращаются (полы пиджака в полог над кроватью младенца) и превращают сцену в больницу, или фонограмма превращает сцену в берег моря, гетто в берег смерти.
Актеры разыгрывают спектакль, двигаются по сцене как идеальные шахматные фигуры, каждая по своим установленным правилам. Особенно хорошо срежиссированы женские сцены, женский дуэт (Семенова и Уварова) - очень хорош, даже может быть слишком хорош. Отвлекает внимание от драматургического стержня – противостояния юного шахматиста и коменданта. Шогер (Морозов) и Исаак (Кривощапов) - плакатные черный волк и белый ягненок (черный пиджак и белый букет, повязка со свастикой и желтая звезда) По сюжету они сцепились (оголенный драматический нерв), а в спектакле не сцепились. Отчаяние, азарт игры со смертельными ставками - все это не прозвучало, может быть «прибалтийская сдержанность» вернулась в самый неподходящий момент и перекрыла канал прямым эмоциям (и свела партию к ничьей).

Заметно, что роман написан очень давно (в 1963 году), когда еще не пришло время анализа, трагических вопросов, которые сметают фигуры с доски, заставляют офицера двигаться как пешка, а короля «буквой гэ».
В то время и в том месте (в Литве 40-х годов) завязались в трагический узел судьбы нескольких народов - сеанс одновременной игры на многих досках. В спектакле кроме евреев, литовцев и немца эпизодически присутствуют чех, полячка и русская (не женщина, а всего лишь водка), но все фигуры двигаются по прямым линиям.
А ведь как извилиста линия судьбы автора романа (родился в 34 году, в 41-м родители были убиты, сам он спасен литовской семьей, литовский язык вытеснивший идиш, стал родным языком, в 72-м эмигрировал, в 77-81 был председателем союза русскоязычных писателей Израиля).
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…