Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Парад-алле!

.
"СВАДЬБА", И. Анненский, СССР, 1944г. (9)

В прошлое воскресенье ТВ-канал Культура совместил утренний киносеанс старого советского кино с юбилейным чеховским и показал «Свадьбу» Исидора Анненского.

Фильм снимали в Москве во время войны с участием ведущих актеров московских театров
(в сорок третьем году в Москве актеров было пруд пруди, все голодные, обносившиеся, согласные на любую работу, по которой в эвакуации истосковались - воспоминания Раневской), но почему-то приписали его к студии Грузия-фильм, где-то читал почему, но забыл. Да эта приписка и не имеет значения, а вот время и место съёмок ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ.

Художник-иллюстратор?

В воспоминаниях Раневской дана уничижительная характеристика Анненскому. Раневская необьективна, она ко многим режиссерам так относилась, даже выдающимся – Завадскому, Эфросу (ничем не помогают, только мешают).
Однако и в истории кино фигура Анненского располагается явно не в первых рядах.

Я было думал, что он из бывших (вроде Протазанова), их терпели, работать давали, но первые ряды занимали совсем другие, рожденные революцией представители нового советского кино, бывшие авангардисты.
Но оказалось, что Анненский имеет самую правильную для советского режиссера биографию, родился в 1906 году, то есть вполне советский, работал в театре Революции, учился у Эйзенштейна. Возможно, он выпал из обоймы за ренегатство – и идейное (оно заметно в этом фильме) и эстетическое – пристрастие к театру. Театральщина это клеймо, которое сразу определяет во второй ряд.

Посмотрев фильм свежим взглядов («без чинов», как сказали бы во времена Чехова), убедился, как хорош кинематограф Анненского. Как замечательно написано, разыграно, снято, смонтировано. Пьеса Чехова коротенькая, Анненский-сценарист вполне профессионально дополнил ее предысторией (из чеховских рассказов).
А какие мизансцены – возможно из театра взято, но как кинематографично. Уход Ревунова-Караулова – на заднем плане ярко освещенные комнаты, танцы, а на переднем полутемная прихожая, там растерянный старичок и шеренга мордатых лакеев, которые уже смекнули, что невелика птица.

Фильм отнюдь не буквальная иллюстрация к Чехову. Если на время просмотра забыть о первоисточнике (а именно так должен поступать Благодарный Зритель), то обнаружишь там собственную очень интересную драматургию. У фильма, как у живописной картины, есть рама – сцена с шарманщиком, и она тут не для галочки (типа «а за окном ковали кузнецы»), имеет содержательный посыл. Нищий бродяга (Свердлин) таскает ящик (там нарисована картина два голубка и рюмка – таков первый, символический кадр фильма, продолжение фона, на котором шли титры) и белого попугая, предсказывающего судьбу. Стать у нищего могучая, богатырская и взгляд такой сильный, черный – как зыркнет. Так может быть он и есть судьба?

Шарманщик попадается Апломбову в самом начале фильма, во дворе дома будущей невесты, просит подаяния, но Апломбов, задрав голову, проходит мимо. И это решает его судьбу, шарманщик его «сглазил». Сначала отвертеться от сватовства не удалось, а потом свадьба закончилась дебошем. И в последних кадрах двое городовых ведут всю компанию в участок как раз мимо этого шарманщика.

В фильме есть и другие режиссерские вкусности – эффектные монтажные переходы, сильные метафоры – вот например пух-снег. Действие происходит летом, пьяный жених распарывает "приданную" перину (мамаша хвасталась – «пушинка к пушинке, ни одного перышка» – вот это он хочет проверить). Пух летит по улице, одинокий старик возвращается домой словно зимой в мороз.

Актеры представляют разные, даже диаметрально противоположные театральные школы и при этом составляют великолепный ансамбль. Как они так хорошо смонтировались. Тут ведь режиссера заслуга - правильный кастинг (ему было из кого выбирать), но не только.
В 30-е годы актерские школы имели бОльшее значение, чем сейчас, по манере игры сильнее отличалась, результаты тотальной мхатизации проявились не сразу. Однако школы были не узкие, в каждой были разные грани и обязательно находились такие грани, которыми можно было сыграть вместе (скажем, МАХАТовцам и мейерхольдовцам).

Самый яркий пример – первая дуэтная сцена Гарин-Грибов. Актеры – антиподы и ведь не идут навстречу друг другу, не усредняют, играют как раз каждый в своем коронном стиле. Гарин – механическая кукла, абсолютный сатирический гротеск – отточенные деревянные движения, мертвое лицо-маска, он - отмороженный мейерхольдовец. А Грибов – подробный, живой, хитрый, не то что теплый – горячий. И вот от совмещения противоположных приемов рождается ток, как от разности потенциалов.

Зонтичный фильм?

Фильм знаменит прежде всего актерским ансамблем. Парад лучших московских актеров из лучших театральных коллективов довоенного времени - весь цвет, сверкающая плеяда, бенефис бенефисов. Пожалуй, только киноактриса Зоя Федорова несколько выпадает из ансамбля. Она старается, выполняет указания режиссера и пережимает (невеста выглядит как дрессированная болонка), а всех остальных – несет.

мхатовцы А.Н.Грибов, М.М.Яншин (и М.Пуговкин студент Школы-студии МХАТ)
мейерхольдовцы Э.П.Гарин, С.В.Мартинсон, Л.Н.Свердлин
моссоветовцы Ф.Г.Раневская, О.Н.Абдулов, Т.И.Пельтцер, В.П.Марецкая
коршевец Н.Л.Коновалов ("генерал")
ленкомовка И.В.Мурзаева
вахтанговцы Н.С.Плотников, Е.Д.Понсова
(распределение по театрам примерное, в 30-е годы большинство перечисленных актеров меняли место службы).

Я раньше так и смотрел «Свадьбу» – смотрел на артистов, а содержание, «обличение мещанства» - это повод, это для прикрытия.

Так является ли экранизация Анненского зонтичным фильмом, как бывает «зонтичная реклама», когда показывают одно (зонтик), а рекламируют совсем другое (прячут под зонтиком истинную цель)
В СССР часто использовали идеологически правильные зонтики. Хочешь сбацать буги-вуги – снимай фильм о загнивающем западе, там можно и отжечь под благовидным предлогом («эй, моряк, ты слишком много плавал»).
Отличным зонтиком был «угар НЭПа» (можно было нарядиться и вкусно изобразить всяческий разврат).

Фильм «Свадьба» проходит по двум идеологически безупречным рубрикам – обличение мещанства дореволюционной России, от которого революция освободила народ, и экранизация русской классики, что к тому времени было уже безусловным приоритетом, тем более что Чехова считали прогрессивным критическим реалистом.
Под зонтиком парад изголодавшихся по работе артистов – мещанство дореволюционной России показано также смачно, как нэпманское в «Клопе» Маяковского. Особенно нагляден разоблачительный уклон в манере исполнения романса («Навек ты мой, а ты - моя»), Марецкая и Мартинсон сделали блестящий пародийный дуэт, именно так снижено было тогда принято исполнять дореволюционные песни (в контраст с советскими), реабилитировали их значительно позднее.
И еще одна ссылочка на тему «разгула мещанства» – праздник у Нюрки-хлеборезки в «Вечно живых» (актеры в эвакуации могли наблюдать самое свежее издание).

Однако, если присмотреться к зонтику внимательно, увидишь там неожиданный для советского кино рисунок – например иконы в комнате Ревунова-Караулова. Отставной моряк смотрит на рыбок в аквариуме – точная метафора его нынешнего состояния, а за спиной множество икон в золоченых окладах.
Ревунов-Караулов это ведь главный положительный полюс сатирического фильма (главный, но не единственный, о втором, шарманщике, я уже написал). Сьемки проходили во время войны, какое могло быть тогда отношение у зрителей и актеров к отставному военному моряку ? А свадебные персонажи его оскорбляют и осмеивают.

И говорит Ревунов-Караулов такой текст – «в старину люди жили просто и все были довольны». Прямо-таки Фирс из «Вишневого сада» («мужики при господах, господа при мужиках»), только взгляд на идиллию с противоположно стороны, со стороны господ. Капитан командует, матросы лезут на ванты, поднимают «брамсели и бом-брамсели», корабль летит в бой на всех парусах и побеждает. Патриархально-патриотическая идиллия. А за прогресс отвечает телеграфист Ять – бабник и пошляк, пропагандист электрического освещения
В том же «Клопе» было наоборот, положительный идеал - футуристический, в коммунистическом будущем.

Таким образом весь этот великолепный парад развернулся и марширует назад.
Бродяга-шарманщик из народа в сочетании с иконами патриархального моряка – есть, есть высший суд!
Tags: кино, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments