Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Сад гиперссылок.

"ВИШНЕВЫЙ САД", Э.Некрошюс, ФОНД СТАНИСЛАВСКОГО, Москва, 2003г. (10)

В спектакле Некрошюса огромное число ссылок, которые ведут от одних эпизодов к другим, к другим постановкам режиссера (в Варе, Ане и Дуняше можно узнать ведьм из "Макбета"), к другим постановкам "Вишневого сада" и просто к различным московским спектаклям и фильмам. Может быть некоторые ссылки не более чем глюки насмотренного зрителя, но есть и очень глубокие ходы.

Большой барабан из "Пластилина" , могила из спектаклей Погребничко (когда прохожий утаскивает костер за кулисы открывается прямоугольная яма - то ли пепелище то ли могила). Кстати яма была и в "Вишневом саде" Додина (бассейн в последнем действии осушали, Гаев уходя бросал туда пустую коробку от леденцов). Нарастающие голоса птиц в конце третьего действия выводят на фильм Хичкока "Птицы", где милые птички, собравшись в огромных количествах, наводят стихийный ужас.

А основная дорога ведет к спектаклю "Вишневый сад" Эфроса (наверняка это сделано сознательно, для режиссера эта постановка связано с памятью о учебе в Москве, о шестидесятниках, о московском театре тех лет). Первая же сцена (точнее "нулевая") проходит на фоне кладбища. Два обшарпанных столбика - вход. За ними покосившиеся кресты. Дальше этот образ (белых крестиков) трансформируется. Белые цветки вишни, детские игрушки - флюгера из белой бумаги, звездное небо (бумажный шар в гимнастическом кольце - планета, она летит в пустоте среди далеких звезд), огни города (отсюда ссылка к чеховскому рассказу "Огни"), искры костра, иероглифы (таинственная надпись возникает на стене или в ночном небе - никто языка не знает, только Прохожий пытается читать: "брат мой, страдающий брат"). Однако траурная тема никогда не уходит с горизонта, как и у Эфроса (там весь спектакль игрался возле могильных холмиков и оградок) . Есть и прямой повтор эфросовской мизансцены - все герои собрались в тесную группу на углу, оставив сцену пустой (в спектакле Эфроса в этот момент герои пели "что нам до шумного света").

Второй важный эфросовкий мотив - "детскость" героев. У Некрошюса большинство героев ведут себя совсем по-детски. Особенно заметно это у Лопахина и Трофимова. Один играет "в бизнес", другой "в социализм". И Миронов и Гордин очень молодо выглядят, очень увлекаются, горячатся. Похоже себя ведет и Гаев - начинает "выступать" - его останавливают. Самый сильный эпизод у Ильина, когда Гаев (единственный раз) начинает говорить что-то очень настоящее, действительно важное. Его все равно не слушают, обрывают по-привычке. Варя в финале второго действия безуспешно зовет Аню и начинает прыгать, словно хочет рукой достать до неба - совершено детская реакция. На детскость указывают и игрушки и то что герои представляются в образе зверушек.

Звери хоронят охотника.
Не уверен, что гипотеза верна на 100%, но у меня есть версия, откуда мог возникнуть образ зверей в спектакле Некрошюса.
Ниточка ведет от музыкального лейтмотива спектакля. Музыка захватывает буквально с первых секунд. У кого-то возникла ассоциация с Альбинони или с Глассом (он кстати упоминается в программке). Траурный марш аранжирован в духе минимализма (тут и Наймана можно вспомниить), но сама тема явно не из наших времен, сейчас таких не сочиняют. Более подкованные критики и зрители определили авторство Малера. Но тема из первой симфонии Малера взята в "обрезаном" виде. Чтобы погрузится в атмосферу Некрошюсовского "Сада" надо включить 3-ю часть симфонии ровно на одну минуту и сразу выключить, потому что у Малера этот "траурный" марш взят в кавычки. Он быстро обрастает издевательскими мотивчиками и превращается в цыганщину. В аннотации к диску есть картинка иллюстрирующая 3-ю часть симфонии - "звери хоронят охотника", к тому же музыка траурного марша переделана из шуточной песни. На первый взгляд такой подход к траурной теме совершенно не совпадает с концепцией режиссера и потому "трагическую иронию" Малера обрезали, оставили чистую трагедию.
Однако если вспомнить, что "Вишневый сад" Чехов назвал комедией, ирония Малера оказывается очень к месту и у Некрошюса она есть, но в глубоко скрытом виде. Образ "зверей, веселящихся на похоронах охотника" каким-то образом проник в спектакль в виде "зайчиков". Некрошюс просто идет дальше иронии. То есть Малер не обрезан, а "дополнен".

Получился комикс "Звери хоронят охотника" в трех частях (трагедия-комедия-трагедия):
1) траурная процессия, все плачут;
2) оказывается, что траур ненастоящий, он "снят" иронией и герои ("звери") на самом деле веселятся на похоронах охотника;
3) "охотник" ожил и всех "зверей" перестрелял. Ирония "снята" трагедией.
Tags: театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments