Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Третий лишний.

.
Давно заметил странный феномен в среде театральных фанатов (по преимуществу фанаток).
Любовь к театру (любовь большая, фанатичная, деятельная, активная) это любовь к актерам (к одному любимому, к нескольким, ко всем актерам любимого театра), но не к руководителю театра (создателю, режиссеру, отцу).

Женская природа тут «ни_при_чём». Точно такой же феномен есть и у футбольных фанатов мужчин – фанатичная любовь распространяется на тех, кого видят, на футболистов (с ними непосредственный «энергетический обмен»), а тренеры, а тем более руководство команды, только мешают.

Степень нелюбви можно быть самая разная, в зависимости от темперамента, сложности натуры и степени нагретости – от «уважаю, но недолюбливаю», до фанатичной ненависти к тем, кто мешает кумиру (не дает ролей / не ставит в основной состав, или дает не те роли / ставит не на ту позицию).

То, что режиссер или тренер делают для кумира, это само собой разумеется, никакой особой заслуги – выпусти на поле и не мешай. Никакого особого ума не надо, чтобы увидеть Высоцкого (или Смоктуновского, или Авилова) Гамлетом. Это ведь очевидно – самый лучший актер должен сыграть главную роль мирового репертуара, он УЖЕ Гамлет, от режиссера требуется «не навредить», не испортить Гамлета своей концепцией. И кстати некоторые Гамлеты лучше режиссера знают, как играть эту роль (Смоктуновский был сильно недоволен тем, что Козинцев сократил главный с точки зрения актера монолог и тем безнадежно испортил фильм).

Театр Скляра.

Прихотливые загогулины психологии футбольного фаната можно каждый вечер слушать в прямых эфирах на радио «спорт» (или читать на форумах болельщиков).

А в театральной среде я познакомился с феноменом на примере петербургского МДТ.
Для меня этот театр был (и остается) театром Додина. Он автор, творец, ему «вся любовь» в первую очередь, а актеры посредники (необходимые, иногда очень хорошие посредники, но могут и испортить, помешать нашему диалогу, диалогу зрителя с режиссером), им любовь во вторую очередь (если что-то осталось :).
Впрочем, моя любовь не фанатична, не безраздельна, потому любовь делю на всех, у меня «остается» и на актеров.

Дело было так - на одном из фестивалей случайно разговорился с фанаткой МДТ, и чем дальше заходил разговор тем сильнее было мое недоумение. Она не была фанаткой Додина (мало про него говорила и как-то холодно), она не так уж высоко ставила главные спектакли МДТ (скажем «Братья и сестры»). Оказалось, что поначалу она была фанаткой Скляра, потом любовь распространилась на партнеров Скляра по его спектаклям (а это были не главные спектакли в МДТ), потом и на других актеров. Додин в ее глазах был «начальством» - строгим, несправедливым – влезал третьим лишним между зрителем и актером. Что-то вроде коменданта общежития – ты приходишь к кумиру на свидание, а он блюдет дисциплину, решетки на окна ставит, сажает кумира в карцер за пьянку и лишает свиданий.

Группиз.

Любовь таких фанатов обязательно активная и деятельная. Им не хватает зрительской любви, односторонней любви вуайера -невидимки, спрятавшегося в темноте зрительного зала. Они актерам «подмигивают» прямо во время спектакля - устанавливают двусторонний контакт и ждут «подмигивания» в ответ. Они быстро знакомятся с актерами, дежурят у служебного входа. Иногородние фанаты ездят в другой город на премьеры. И посещают все спектакли, если театр приезжает на гастроли к ним в город. Ну и крайняя степень – сопровождают театр на гастролях в другие города.

Точно то же самое у активных футбольных фанатов – вслед за командой на выездные матчи, поддержать.

Выходит актер на сцену, впервые в чужом городе, собирается «взять» незнакомый зал – ба! а там те же лица и те же реакции в тех же местах.

Тот же феномен в среде рок-музыкантов называется «группиз».

«Поговорим о странностях любви»

Это как-нибудь в следующий раз, о феномене можно и целую книгу написать (поэму или научное исследование).
На самом-то деле, третьим лишним в такой любви оказывается не режиссер/тренер, а сам «обьект».

Впрочем, всё уже давно написано.

«Люди только мешают».
«От любви до ненависти».
«Они любить умеют только мертвых».
«Сам же себя полюби беспредельно».
«Золотой храм» и «Коррида любви».
Сырихи Лемешева.
Убийство Леннона.
Лаура Петрарки.
Самка богомола.
Tags: театр
Subscribe

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 73 comments

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…