Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Листая гербарий.

*
«БЕЛАЯ АКАЦИЯ», И.Гриншпун / Г.Натансон, ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ, Одесса / Молдовафильм, 1956/1958 г. (3)

Дебют в кино режиссера Георгия Натансона, который известен тем, что делал кино из театра, экранизировал пьесы, имевший шумный успех на сцене, переносил в кино знаменитые театральные роли знаменитых артистов (Табаков из спектакля Современника «В добрый час», Доронина из спектаклей БДТ «Старшая сестра» и «Еще раз про любовь», Черкасов из спектакля ленинградского театра им.Пушкина «Все остается людям», Кторов из спектакля МХАТ «Чрезвычайный посол»).
И начал Натансон с того, что экранизировал театральный спектакль целиком.

«Белую акацию» поставили в одесском театре муз.комедии сразу после московской премьеры (не могли не поставить). Режиссером был основатель и художественный руководитель театра Изакин Гриншпун (по косвенным данным, дед постановщика «Шведской спички» Никиты Гриншпуна). Спектакль с успехом прошел на гастролях в Москве и центральное телевидение заказало экранизацию.

Однако по фильму совершено непонятно, чем эта постановка так очаровала москвичей, почему некоторые зрители ставили ее выше, чем постановку Канделаки в московском театре оперетты. На мой взгляд, аудиозапись московской «Белой акации» производит более яркое и живое впечатление, чем киноверсия одесской «Белой акации».

Первый блин у Натансона вышел комом. Перенос на кинопленку высушил спектакль, как цветок для гербария.

Особенно плохо смотрится первое действие – «в одесском дворике» - снято целиком в театральных декорациях неумело, невкусно. На крупных планах слишком заметна тяжеловесность и перезрелость исполнителей главных ролей. Ритм театрального действия разорван монтажом, музыка звучит глухо.

Во втором действии - «на кораблях китобойной флотилии» - картинка интереснее, к сценам из спектакля добавлены настоящие морские сьемки (даже пяток китов загарпунили назло гринпису :), но сьемки невысокого качества, темные и смонтированы неэффектно.

Для третьего действия– «возвращение в Одессу» – тоже сделаны натурные сьемки: панорама города, порта, одесситы на пристани (в этом безусловная историческая ценность фильма Натансона). Жаль только, что натурных сьемок мало и снято без размаха, некинематографично (а ведь можно было сделать настоящий клип под песню Дунаевского об Одессе – вставной номер, который потом мог бы жить своей жизнью, отдельно от фильма).

Единственный козырь фильма – знаменитый комик Михаил Водяной в роли Яшки Буксира. Не актер – песня. Такую песню «не засушишь, не убьешь».
Между прочим, одесский говорок у Водяного не такой явный, как скажем у московского исполнителя роли Яшки Алчевского, Алчевский специально делал одесский акцент, утрировал, а Водяной говорит совершенно естественно. В условном опереточном (и к тому же остро сатирическом) рисунке – море обаяния.
Tags: кино, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments