Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Искусное кино.

*
«КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА», Л.Гайдай, СССР, 1967 г. (10)

Начал смотреть по ТВ после компьютерно-раскрашенной «Золушки» и не мог оторваться от экрана.
Думал две мысли:

1) Это не что иное, как реинкарнация комедии-дель-арте (комедии масок) в кино, театральной традиции, которая опиралась на карнавал (народную смеховую культуру). От снижения высокой классики (для нас самая высокая классика – русская литература 19-го века, значит «Кавказский пленник»), до опрокидывания социальной лестницы, то есть советского начальства (а самое главное советское начальство – кавказец Сталин). Кавказ оказывается играл роль своего-иного для России даже в 60-е, в самый безмятежно-мирный период, который сейчас воспринимается как передышка, пауза между кавказскими войнами середины 19-го века и конца 20-го с переходом в 21-ый.
Здесь будущее, модерн, НТР, «коммунизм» в лице очкарика Шурика и эмансипированной комсомолки-спортсменки сталкивается с архаикой , с прошлым (которое оказывается вовсе не пассивным объектом изучения, собирания и лазания по). И наряду с гостями из будущего и прячущимися высоко в горах (в глубине подсознания) пережитками прошлого здесь действует настоящее, вечное, вневременное, постоянное – человеческие типы, характеры, маски - Трус, Балбес, Бывалый.


2) Душа Благодарного киноЗрителя примет только такую систему координат (теорию, историю) кино, в которой этот фильм Гайдая будет столь же значим, иметь ту же величину, что и абсолютные шедевры сУрьезного кино (для советского кино главная культовая фигура – Тарковский, значит «Андрей Рублев»). Фильм Гайдая не только безупречен по форме (искусное кино, как комедиа-дель-арте дословно «искусный театр»), но и содержателен, много говорит о времени и месте. Об СССР как симбиозе «русского» и «восточного» и о 60-х годах – времени безмятежного равновесия между прошлым и будущим, когда и то и другое представлялось светлым, забавным и в любом случае совершенно не опасным.
Модель мироздания – «трутся спиной медведи о земную ось».
Tags: кино
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments