Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Не Иссяк!

*
«БЕЛАЯ АКАЦИЯ», И.Дунаевский, СССР, 1955 г. (7)

Уже второй год провожаю музыкой Дунаевского. В прошлом году смотрел спектакль «Белая акация» в театре им.Вахтангова, а в этом слушал оригинал – запись первой постановки в московском театре оперетты.

Белым цветом природа эффектно рифмует противоположности. Так у Висконти белое Рождество в Венеции (выпал снег) срифмовалось с летними белыми ночами в Петербурге Достоевского (в «северной Венеции»).
А у меня весенняя одесская белая акация срифмовалась с подмосковным снегопадом. Веселая шумная Приморская улица - с заснеженным лесом, тихим и величественным (разве что джип удалой проедет по опушке, «бразды пушистые взрывая», и снова тишина такая, что в ушах звенит).

«Белая акация» - последнее сочинение Дунаевского. Начал работу весной 1955 года, а в июле умер от сердечного приступа. Оперетту завершил композитор Молчанов и в ноябре вышла премьера. Тут снова рифмы уже исторические. Дунаевский – главный композитор сталинской эпохи - завершил ее классической советской опереттой (никаких признаков оттепели в «Белой акации» нет). Последняя сталинская оперетта рифмуется с последней классической оперой «Турандот», также неоконченной (в партитуре «Белой акации» тоже есть место, где заканчивается Дунаевский и начинается Молчанов) и с последней опереттой Австро-Венгерской империи «Королева чардаша» (роскошное прощание с эпохой большого стиля).

В начале 40-х годов Дунаевский пережил творческий кризис и ехидный Никита Богословский отпустил каламбур - назвал его «Иссяк Осипович». Попал в самое больное место, но в каком то смысле и стимулировал, после войны Дунаевский все время старался доказать, что не иссяк. «Белая акация» – лучшее доказательство, здесь изобилие прекрасных мелодий, лирических и комических номеров.

От Имре Кальмана до Нино Рота.

Вот например финал первого действия «Для радости нужно так мало». Семь минут, калейдоскоп прекрасных мелодий, но не просто попурри, а со смыслом, с драматическим развитием.
Начинается как стандартный лирический номер. Ненастоящая любовь Ларисы и Кости проиллюстрирована дуэтом под Кальмана, при этом Костя отвлекается от лирики и переходит на пафосный марш.
Когда пара уходит, оказывается, что их слышала Тоня, влюбленная в Костю по-настоящему, она подхватывает припев и тут оркестр взрывается «настоящим чувством». Тоня переходит с музыкальной темы Ларисы на свою собственную (в характерном для позднего Дунаевского русском стиле, известном по «Кубанским казакам»). Но это еще не конец, неожиданно вырастает мостик - мелодия 50-х годов (совсем в духе будущей киномузыки Нино Рота), а затем возвращается песня про белую акацию, но звучит очень тихо, с паузами, когда сердце замирает, печально - в тон неразделенной любви (что называется «давайте негромко, давайте вполголоса»).
В роли Тони – Татьяна Шмыга, недавняя выпускница Гитиса, восходящая звезда (и жена главного режиссера театра оперетты, первого постановщика «Белой акации» Владимира Канделаки).

Я.Наконечников (Буксир). В.Алчевский (Чередниченко). М.Водяной (Вассерман).

Любопытно, что за «одесский колорит» здесь отвечает отрицательный персонаж - бабник и спекулянт Яшка. Все положительные герои – правильные советские люди и говорят они правильно, а Яшка говорит по-одесски:
«Катя, Вы чуткая женщина, Вы меня освежаете. Здесь же не на кого посмотреть, некому сказать пару слов».
Слушал голос московского опереточного комика Василия Алчевского (которого никогда не видел), а подставлял облик одесского комика Михаила Водяного (он тоже играл роль Яшки, в фильме Натансона, сделанном из спектакля одесского театра оперетты). Как верно написано в википедии, Водяной обозначал «одессита» в представлении широких народных масс.

Интересно, что и Алчевский и Водяной это псевдонимы. Настоящая фамилия Водяного - Вассерман (не родственник ли Анатолия известного телеперсонажа и блоггера ?).
Настоящая фамилия Алчевского – Чередниченко.
Тоже своего рода рифма.

У Яшки фамилия Наконечников, а прозвище Буксир (прозвище звучит как настоящая фамилия, а Наконечников – псевдоним с эротической подоплекой).
Истинная сущность Яшки раскрывается музыкально, на празднике Нептуна он поет одесские куплеты, замаскированные под частушки. Номер выглядит нелепо. Уж не знаю сам Дунаевский его сочинил, или это уже дело рук Молчанова. Второй кандидат на авторство Молчанова комический номер Ларисы про жену и невесту.

О празднике Нептуна надо сказать отдельно. В точном соответствии с карнавальным духом праздник Нептуна это пародия на обряд крещения и Дунаевский написал пародию на классическую сУрьезную оперу (и на церковную службу – бас с хором поют «мы приступаем к обряду крещения»).

В вахтанговской постановке арию Нептуна исключили. Там Дунаевский слишком разошелся, драматическим актерам оказалось не под силу исполнить. Сцену очень сильно переделали, дополнили вставными номерами из других произведений (Дунаевского и не только). Получился апофеоз не хуже, чем у Дунаевского.

Инновации.

Третье действие оперетты построено на «современных технологиях», в театр внедряется кино.
В движении сюжета к счастливой развязке принимает участие съемочная группа кинохроники, которая снимает возвращение моряков китобойной флотилии в Одессу. Случайная запись на магнитофон (компромат) разоблачает ненастоящую любовь и утверждает настоящую.
К сожалению, музыки в третьем действии мало, оперетте не хватает грандиозного финала. Финал здесь не музыкальный, а театральный, режиссерский – проход Кости и Тони под ручку (с большим букетом белой акации) заканчивается словами «Стоп! Снято!» - хэппи-энд оказывается сценой из фильма. Забавный перевертыш – зритель думал, что киносьемки – часть театрального спектакля, а оказалось наоборот – театр это всего лишь сьемочная площадка кино.

За кино остается последнее слово. И за это кино отплатило «Белой акации» двумя экранизациями (молдавско-одесской и киевской).
Tags: музыка, театр
Subscribe

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments