Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Нора (Кукольный дом).

"НОРА", М.Бычков, "БЕЛЫЙ ТЕАТР", Санкт-Петербург, 2003г. (9)

Движение спектакля (от стилизации под киномелодраму времен Ибсена к экзистенциальной глубине ибсеновской пьесы) соответствует движению героини - из "кукольного дома" в "самостоятельную жизнь".

Первое действие не предвещает ничего серьезного. Пьеса играется в условной манере. Актеры подобраны как типажи (растрепанный злодей-неврастеник Кухарешин, красавец-мужчина Баргман, бледная с выразительными глазами Солопченко, харАктерная Письмиченко - "женщина в пенсне"), черно-белая картинка подчеркнута гримом, действие сопровождает фортепиано тапера.

Переход от "игры в кино" к "полной гибели всерьез" происходит не скачком (во время антракта), а постепенно (в течении второго действия). Первая большая сцена - объяснение фру Линне и Крогстада уже непохожа на кривляние из 1-го действия, оба персонажа из плоских карикатур превращаются в живые фигуры, хотя и немного условные, комические. Смена режиссерской парадигмы подчеркнута перемещением действия в пространстве сцены. В сценографии два основных, играющих элемента: невысокая площадка-подиум справа (на ней герои принимают позы, воздевают руки - словно в салоне фотографа) и рождественская ёлка слева. Перед художником была сложная задача - изготовить такую "волшебную ёлку", чтобы герои могли зайти ВНУТРЬ нее. Роль ёлки играет каркас, внутри на ниточках висят фотографии детей и листы цветной фольги. Момент истины наступает, когда оба главных героя оказываются "внутри ёлки" - там происходит долгий интимный диалог мужа и жены. Он сидит в профиль, она стоит в фас, сцена затемнена, луч света выхватывает только их напряженные, бледные лица. Солопченко говорит тихо, но слышно каждое слово. То что происходит можно назвать словом "откровение", это потрясает и Хельмера и зрителей. Нора уходит, в последний раз луч света выхватывает ее уже на галерее, Хельмер забирается еще глубже внутрь ёлки, сосредоточенная тишина длится некоторое время и прерывается аплодисментами.

=====
ред. 16.12.04
Tags: театр
Subscribe

  • Перечисление и размышление

    . Не надо дурачить себя. Все мы, включая и тех, кто думает по долгу службы, достаточно часто, бедны мыслью, мы слишком легко становимся…

  • Хорошо сказано № 50

    . О «Славе» Богомолова в БДТ: Театральное чудо разное бывает. Не только когда зал "затаив дыхание... в едином порыве... плачет и смеется ... чутко…

  • Хорошо сказано № 49

    . "Выбирать не ходил. Ходил подтверждать полномочия." (фраза не моя, нашел в фб, и сделал тоже самое)

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments